Развод в мусульманстве

Талак в исламе: порядок развода, условия раздела имущества, опекунство над детьми

Развод в мусульманстве

В исламе считается, что супружеская жизнь должна быть наполнена милосердием, состраданием и спокойствием. Брак – великое благословение. У каждого партнера в браке есть определенные права и обязанности, которые должны выполняться в интересах семьи.

Развод (талак) в исламе разрешен как крайняя мера в том случае, если невозможно сохранить брак. Эта процедура предполагает целый ряд определенных шагов, исчерпывающих все возможные варианты и обеспечивающих справедливое отношение к каждой из сторон.

Почему мусульмане разводятся

Причины развода в исламе могут быть самыми разными. Существуют реальные ситуации, когда единственным вариантом является развод. К этим веским причинам можно отнести:

  1. Физическое, психическое или эмоциональное насилие. Когда один из супругов ведет себя оскорбительно, причиняет физические, психические или эмоциональные страдания и не желает меняться, принимая практические меры посредством терапии или консультирования, тогда это считается действительной причиной для развода, поскольку, согласно исламскому принципу, в семье никому не должен причиняться вред. Несправедливость в исламе не допускается.
  2. Несоблюдение целей и задач, для которых вступали в брачные отношения. Это может быть полная несовместимость между партнерами, что может быть выражено их непримиримыми различиями в темпераментах, симпатиях и антипатиях.
  3. Неверность. Это может стать основной причиной расторжения брака, поскольку он должен быть основан на доверии. Его основная цель – сохранить целомудрие и скромность вовлеченных сторон. Как только это основание брака подорвано и нет возможности его восстановить, тогда развод становится единственным вариантом.
  4. Неспособность мужа обеспечить семью. Когда мужчина, который должен обеспечивать и содержать семью, не выполняет своих обязанностей, а жена решает, что она не может продолжать терпеть его уклонение от ответственности, это является основанием для развода.

Любая из вышеупомянутых причин может рассматриваться как обоснованный повод для развода в исламе.

Если в законном случае, оправдывающем развод, муж отказывается развестись с женой, то она, безусловно, оправдывается исламским правом, что позволяет обратиться к соответствующим юридическим органам: решение о разводе, которое таким образом предоставляется властями, может считаться действительным.

Оценка ситуации и поиск компромисса

Когда брак подвергается опасности, супругам рекомендуется использовать все возможные средства для восстановления отношений. Развод разрешен как последний, но нежелательный вариант. Пророк Мухаммад однажды сказал: «Из всех законных вещей развод является самым ненавистным для Аллаха».

По этой причине первым шагом, который должна сделать пара, является оценка отношений и попытка примирения. Следует взглянуть на свои собственные потребности и недостатки, подумать о последствиях. На этом этапе может быть полезна помощь нейтрального исламского советника.

Если после тщательной оценки брака обнаруживается, что нет другого выбора, кроме развода, пара может перейти к следующему шагу: произнесению слов развода в исламе.

Арбитраж

В Коране сказано:

«Если между супругами произойдет ссора и вы боитесь разрыва, то призовите судью из своих родственников и судью из ее родственников, которые желают примирить их, и тогда Аллах поможет достичь им доброго решения для супружеской пары: для продолжения мирной супружеской жизни или мирного, доброго разрыва» (Сура Ан-Ниса 4:35)

Брак и возможный развод привлекают больше людей, чем двое супругов. Это затрагивает детей, родителей и целые семьи.

Прежде чем принять решение о разводе, справедливо будет привлекать семейных старейшин к попытке примирения. Члены семьи знают каждую из сторон лично, в том числе их сильные и слабые стороны.

Если они подходят к задаче искренне и ответственно, то могут помочь парам решить свои проблемы.

Некоторые пары не хотят привлекать членов семьи к своим трудностям. Однако должен учитываться тот факт, что развод будет сказываться как на их взаимоотношениях с внуками, племянницами, племянниками и т. д.

, так и на обязанностях остальных родственников, с которыми им придется столкнуться, помогая каждому супругу строить независимую жизнь. Таким образом, семья, так или иначе, будет участвовать в этом процессе.

Независимый арбитр

Некоторые пары ищут альтернативу, приглашая независимого консультанта по браку в качестве арбитра. В то время как консультант может играть важную роль в примирении, этот человек, естественно, отстранен и лишен личного участия. Члены семьи имеют личную заинтересованность в результатах и ​​могут быть более склонны к поиску компромисса.

Если эта попытка потерпит неудачу после всех приложенных усилий, то будет признано, что развод является единственным вариантом. Пара переходит к следующему шагу. Процедуры фактической подачи на развод зависят от того, инициировано ли действие мужем или женой.

Подача заявления на развод

Когда развод инициируется мужем, его называют талак (в исламе переводится как «развод»). Формальное начало процесса начинается с определенных слов. Муж произносит «ты разведена», «я развожусь с тобой».

Эти слова развода в исламе муж может произнести или написать. Талак произносится только один раз, то есть дается один развод. Если муж произнесет подряд 3 талака в исламе, он даст сразу три развода.

Поскольку муж стремится расторгнуть брачный контракт, у жены есть все права на то, чтобы удержать приданое (махр).

Развод в исламе по инициативе жены

Если жена начинает развод, существует два варианта. В первом случае жена должна выплатить мужу компенсацию, чтобы разорвать брачные отношения.

Это называется хула: жена подает на развод не потому, что муж не выполняет свои обязанности, а потому, что из-за утраты чувств не хочет продолжать с ним отношения.

Процедура развода может начаться или с согласия мужа, или при наличии судебного постановления.

Во втором случае жена может выбрать постановление судьи о разводе по определенной причине. Она должна доказать, что ее муж не выполняет свои обязанности. Судья принимает решение на основании фактов дела и закона страны.

Юридические тонкости

В зависимости от того, где проживают супруги, может потребоваться отдельный юридический процесс развода. Обычно это касается подачи ходатайства в местном суде, наблюдения за периодом ожидания, участия в слушаниях и получения законного декрета о разводе. Эта судебная процедура может быть достаточной для развода у мусульман, если она также удовлетворяет исламским требованиям.

В любой процедуре талака в исламе существует трехмесячный период ожидания до его завершения.

Период ожидания

После объявления развода в исламе наступает трехмесячный период ожидания – идда. В течение этого времени пара продолжает жить под одной крышей, но спит отдельно. Это дает время, чтобы успокоиться, оценить отношения и, возможно, примириться.

Иногда решения принимаются в спешке и гневе, и позже одна или обе стороны могут сожалеть об этом.

В течение периода ожидания муж и жена могут возобновить свои отношения в любое время, прекратив тем самым процесс развода без необходимости заключения нового брачного контракта.

Другая причина для периода ожидания – это способ определить, ожидает ли жена ребенка. Если жена беременна, период ожидания продолжается до тех пор, пока она не родит. В течение всего периода ожидания жена имеет право оставаться в семейном доме, и муж отвечает за ее содержание.

Если период ожидания завершен без примирения, развод в исламе, талак, завершается. Финансовая ответственность мужа за жену заканчивается, и она, как правило, возвращается в свой родной дом. Тем не менее муж продолжает финансово обеспечивать детей, делая регулярные выплаты по уходу за ними.

Опека над ребенком

В случае развода исламский закон учитывает потребности детей и гарантирует заботу о них.

Финансовая поддержка детей – как в период брака, так и после развода – зависит только от отца. Суды имеют право назначить отцу принудительную выплату пособия на ребенка, если это необходимо. Сумма выплат может обсуждаться, она должна соответствовать финансовым возможностям мужа.

Исламское законодательство предусматривает, что опеку над детьми может осуществлять тот, кто находится в хорошем состоянии в плане физического и психического здоровья, а его материальное положение позволит лучше удовлетворять потребностей детей.

Исламские юристы имеют различные мнения по поводу того, как это лучше всего сделать.

Некоторые из них признают, что ребенок после развода в исламе в определенном возрасте должен жить с матерью, а если он старше – то с отцом.

Другие высказываются за то, что можно позволить старшим детям высказывать свое предпочтение. Как правило, признается, что матери лучше всего заботятся о маленьких детях и девушках.

Поскольку среди исламских ученых существуют разногласия по поводу местонахождения детей, встречаются различия по этому вопросу на уровне местного законодательства. Во всех случаях, однако, основная проблема заключается в том, что о детях должен заботиться подходящий родитель, который может удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.

Завершение развода

По истечении периода ожидания развод завершается. Для пары лучше всего формализовать развод в присутствии двух свидетелей, подтвердив, что стороны выполнили все свои обязательства. После этого жена может выйти замуж, если захочет.

Таким образом, Коран побуждает разведенную пару дружественно относиться друг к другу, но четко и решительно разорвать отношения.

Если пара решает помириться, после развода в исламе они должны начать с нового контракта и нового приданого. Чтобы предотвратить слишком большое число разводов и браков, существует ограничение на то, сколько раз одна и та же пара может жениться и разводиться. Если пара решает вступить в повторный брак после талака в исламе, это можно сделать только дважды.

Поэтому в исламе после третьего развода пара не может снова сойтись. В этом случае женщина может вступить в брак с другим человеком. Только после того, как она будет разведена со своим вторым партнером или овдовеет, она может снова возобновить отношения со своим первым мужем, если они оба этого захотят.

Это может показаться странным правилом, но оно служит двум основным целям. Во-первых, первый муж с меньшей вероятностью легкомысленно инициирует третий развод, зная, что решение аннулировать уже нельзя.

Это вынудит его действовать более осмотрительно. Во-вторых, возможно, эти два человека просто не подходят друг другу. Жена может найти счастье в другом браке.

Или она может понять, пережив брак с кем-то еще, что хочет примириться со своим первым мужем.

Финансовое обеспечение

Финансовая поддержка (нафака) является обязательной, муж обеспечивает жену на протяжении всего брака.

Если супруги разводятся, женщина получает эту финансовую поддержку в течение всего периода ожидания (идда). Как только срок ожидания заканчивается, муж больше не должен содержать свою жену. При этом у жены сохраняется право на эту финансовую поддержку в течение периода ожидания независимо от того, был ли развод отменен или завершен.

Жена после талака в исламе забирает все, что ей принадлежит: то, что она получила в дар, было ей передано, или она приобрела это на собственные средства. Все, что было нажито совместно в период брака, заработано и приобретено вместе с мужем, согласно закону, должно быть поделено на две равные части, особенно если жена работала и вносила свой вклад в семейный бюджет.

Источник: https://FB.ru/article/409739/talak-v-islame-poryadok-razvoda-usloviya-razdela-imuschestva-opekunstvo-nad-detmi

Талак (развод)

Развод в мусульманстве

Талак (развод) — чрезвычайно деликатный вопрос. В Исламе он описывается каксамое ненавистное из всего дозволенного. Посланник Аллаха (мир ему и Божье благословение)  сказал: «Из дозволенных деяний самым ненавистным для Аллаха является развод». (Абу Дауд)

Однако несмотря на всю гнусность развода Шариат его разрешает. В некоторых случаях, когда брак оказывается непоправимо разрушен без какой бы то ни было надежды на примирение, лучшим выходом является развод, чтобы обе стороны могли с достоинством разойтись и пойти каждый своей дорогой, начав все заново.

До того, как брак достигнет данной точки, нужно постараться сделать все, чтобыпроконсультироваться с алимами и разрешить проблемы и трудности, которые могут привести к разводу. В любом браке жизненно важными факторами для сохранения спокойствия, гармонии и любви являются следование Нормам Шариата и претворение Сунны в жизнь.

Несмотря на всю однозначность талака, есть моменты, которые совершенно неправильно понимаются большинством мусульман. Как и в случае с любым другим религиозным вопросом, мусульмане обязаны изучить и понять правила талака. Их незнание и неправильное понимание — главная причина импульсивного, непреднамеренного развода, приводящего к горькому разочарованию во многих супружеских парах.

Что такое талак?

Под талаком подразумевается развод в Исламе. Муж может дать развод жене, используя слова «талак» или «развод».

Кто может выдать талак?

Талак — исключительная прерогатива мужа. Женщина не может дать талак. Если она его выдаст, он в силу не вступит. Как только муж выдает талак, развод получает обязательную силу, и у жены не остается выбора.

Развод в этом случае несомненно вступает в силу. Однако у женщины есть возможность воспользоваться процедуройхул', если она пожелает выйти из брака.

Когда талак вступает в силу?

Как только муж обращается к своей жене со словами талака (развода) с такой громкостью голоса, что он сам может слышать себя, развод вступает в силу. Это не зависит от того, произнес ли он эти слова с глазу на глаз или на людях, слышала ли жена эти слова или нет.

 Также не имеет значения, было ли произнесение данных слов намеренным или же непреднамеренным, сказал ли он это всерьез или в шутку, произнес ли он эти слова в гневе или нет. Во всех случаях происходит развод.

 Талак также вступает в силу в некоторых случаях с иными (не только «талак» и «развод») произносимыми словами. (См. ниже пункт «Талак баин»)

Каковы разновидности талака?

1. Талак радж'и (развод, который можно отменить)

Под талаком радж'и подразумевается развод, выдаваемый словами с явным значением развода: например, «Развожусь с тобой». Такой развод может быть отозван мужем в устной или физической форме (даже без согласия или одобрения жены) в течение периода идда.

Выдача такого развода не вызывает немедленное прекращение никаха. Нет необходимости заново заключать брак для воссоединения. Муж может выдать два талака подобным образом, и оба они будут радж'и.

По окончании периода идда талак радж'и преобразуется в талак баин.

2. Талак баин (безотзывный развод)

При талаке баин развод выдается со словами, явно указывающими на то, что талак — баин (безотзывный), или же со словами, значение которых указывает на развод, если при этом было намерение развестись, например: «Уходи!».

Такой развод однозначно вступает в силу, и никах немедленно прекращает свое действие. Его нельзя отозвать даже в период идда. Для воссоединения необходимо обновление никаха.

При этом нет необходимости жене выходить замуж за кого-то другого перед его заключением.

3. Талак мугалляза (окончательный и бесповоротный)

Если муж выдал три развода (подряд или раздельно, в один день или в разные дни), он станет действителен, и супруги станут отныне посторонними людьми. Они не могут воссоединиться. Новое заключение брака между ними — харам для них.

Бывшим супругам разрешается заключить брак только в том случае, если после периода идда женщина вышла замуж за другого и вступила с ним в брачные (интимные) отношения, а после этого ее второй муж умер или развелся с ней.

 Толькопо завершении идда от ее второго брака, ей разрешается выйти замуж за первого мужа. Такой талак известен под названием «талак мугалляза».

Как выдается талак?

  1. Муж ясно произносит: «Развожусь с тобой» или «Даю развод своей жене». Иными словами, он выдает развод столь четкими и ясными словами, что у этих слов никакого иного значения быть не может. Такой развод называется талак сарих (развод в ясных словах).

  2. Муж не произносит слова ясным, однозначно понимаемым образом. Вместо этого, он использует двусмысленные слова, значением которых может быть как развод, так и нечто иное.

    Например, муж говорит: «Пакуй свои вещи и уходи!». Такие и другие подобные высказывания могут означать развод, а могут означать и нечто иное.

    Произнесение таких двусмысленных фраз, которые могут иметь несколько значений, называется талак киная (развод в неясных словах).

Другие примеры талака киная:

  • «Ты больше не моя жена.»
  • «Я отлучил тебя от моего дома. Уходи!»
  • «Пакуй вещи и возвращайся в свой дом!»

Во всех перечисленных случаях, если намерением мужа является талак, то происходит талак баин, если же такого намерения нет, то — нет.

Важные правила

  • Идда — это период времени, в течение которого женщина обязана оставаться дома на означенный срок вследствие расторжения ее никаха из-за развода или смерти мужа. В отношение требований во время идды следует проконсультироваться с алимами.
  • Идда талака менструирующей женщины составляет три (3) полных менструальных цикла. Идда для женщины, которая не может менструировать, составляет 3 полных лунных месяца, а идда беременной женщины длится до рождения ребенка.
  • Талак следует давать, когда женщина находится в состоянии тухр (чистоты). Выдача талака в период хайд (менструации) является гнусным поступком. Если муж даст жене талак во время хайда, талак вступит в силу, и идда жены начнется немедленно. Однако поскольку хайд, во время которого был выдан талак, не считается полным циклом, ее идда закончится по завершении трех полных циклов. Цикл, в котором был выдан талак, полным считаться не будет.
  • Если развод был дан ясными словами, он вступит в силу в момент произнесения данных слов независимо от того, намеревался ли муж разводиться с женой или нет, дан ли был развод в шутку или всерьез.
  • Если только один или два развода были выданы ясными словами, то вступает в силу первый вид развода, т.е. у мужа есть возможность отозвать талак и воссоединиться с женой до окончания ее периода идда.
  • Однократное произнесение слов развода приводит к вступлению в силу только одного развода (не двух и не трех). Однако если он произнесет слова развода трижды или скажет: «Я даю тебе три талака», то произойдет не один, а сразу три талака.
  • Если муж выдал один развод, то пока у его жены длится период идда, он может дать ей второй или третий развод. Если он даст второй или третий развод, он будет действительным и вступит в силу.
  • Если муж обратится к жене словом «разведенная», развод вступит в силу, даже если он пошутил.
  • Талак также может быть выдан посредством SMS, по факсу, телефону и т.д. Поэтому нужно быть предельно осторожным.
  • Правила талака достаточно сложные, и малейшее изменение формулировки слов может в корне поменять решение (правило) в их отношении. За решением всегда следует обращаться к знающему специалисту (алиму, муфтию), честно и точно описав свой конкретный случай.

Распространенные ошибки и заблуждения

Главными причинами угрожающего роста случаев талака являются два фактора: невежество (отсутствие знаний) и бесконтрольный гнев.

Невежество и гнев — два опасных недуга, от которых каждый мусульманин должен стараться спастись. Каждому из нас следует убедиться в том, что мы не пали жертвами этих болезней.

Очень больно наблюдать, как столь судьбоносное действие осуществляется с полнейшим пренебрежением и пугающей частотой.

Существуют несколько широко распространенных заблуждений в отношении талака:

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1

Талак осуществляется, только если выдать три талака.

Из ранее приведенной информации можно легко понять, что это неправда. Более того, выдача трех талаков ставит супружескую пару в положение, когда они не могут воссоединиться, что чрезвычайно глупо.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 2

Как только муж дал первый талак,

оставшиеся два талака вступают в силу автоматически.

Как бы глупо это ни звучало, некоторые люди верят в это. Пока муж не даст второй или третий талак, никакой развод сам по себе, автоматически не возникает.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 3

Если супруги живут раздельно больше трех месяцев,

автоматически наступает развод.

У мужа есть исключительное право на выдачу талака, и до тех пор, пока муж не произнесет слова талака, он не произойдет, независимо от длительности разлуки, пусть даже и многолетней.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 4

Муж устно дает один, два или три талака,

но утверждает, что в его намерения развод не входил,

или же что он произнес эти слова в состоянии гнева,

а значит никакого развода не было.

Такое представление неверно и неприемлемо. Посланник Аллаха  сказал: «Три действия таковы, что будь они сказаны в шутку или всерьез, они вступают в силу, — это никах, талак и отзыв талака.» (Абу Дауд и Тирмизи)

Одно лишь произнесение слов талака в здравом рассудке (с намерением развода или без него) приведет талак в действие.

Существует широко распространенное заблуждение, что талак является недозволенным и грешным поступком. Это не так. При наличии уважительной причины талак не является грехом, а в некоторых случаях он может быть даже рекомендуем. Положительные и отрицательные стороны талака следует понимать в правильном свете. За советом следует обращаться к опытному алиму.

Источник: https://islam.kz/ru/articles/islam-i-semya/talak-razvod-1314/

Каково положение развода в основе? – К Исламу

Развод в мусульманстве

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Этот вопрос часто возникает у многих мусульманок, и в отдельных темах он тут кажется уже несколько раз поднимался еще давно.
Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара 2: 236).

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См. “аль-Мугъни” 8/235.

Однако ученые Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа ученых говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/227.

Но ученые, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.

Что же касается развода без причины, то среди ученых были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады ‘Ийяда. См. “аль-Мугъни” 8/235.

Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком! Имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/228.

Что касается указаний на то, что несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без причины, то доводы на это следующие:

Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163.

Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.

Во-вторых, шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.

И если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы за такое женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.

Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102).

В-пятых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе! Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско.

И самый приближенный из его войска к нему — сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”.

Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “да, ты!» (или: «Ты хорош!”)» Муслим 2813.

Къады ‘Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому! Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349.

Также с дозволения Аллаха приведу слова некоторых известных ученых, выбравших упоминаемое мнение:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основа в разводе – порицание! Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нем.

Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему, сеющий наибольшую смуту.

Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил его до тех пор не разлучил между ним и его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Ты хорош!”» Муслим 2813.

И Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 33/81.

Также шейхуль-Ислам говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/89.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод!» Этот хадис не достоверный, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или например, женщина имеет большой недостаток в религии или в ее целомудрии, и не возможности на нее повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись!» Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55.

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.

‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар развелся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?!» Он сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Так почему же ты развелся с целомудренной мусульманкой?!» и после этого он вернул ее”. Са’ид ибн Мансур 1099. Иснад достоверный.

Источник: https://toislam.ws/articles/articles-fiqh/articles-nikah/talaq_fi_asl

Развод в исламе: по инициативе жены, мужа, правила

Развод в мусульманстве

Последние изменения: Январь 2020

У каждой религии – свои взгляды на развод и правила расставания. Ислам, как и большинство других вероисповеданий, не запрещает, но осуждает распад семьи верующих мусульман.

Развод в исламе требует наличия серьезных причин, по которым мужчина и женщина становятся свободными от обязательств.

Столкнувшись с проблемами в браке, мусульмане обязаны думать и действовать согласно Корану, ища решения согласно своей вере.

Процесс развода у мусульман

 Процедура расставания в мусульманской семье не так проста, как это кажется поначалу.

Во-первых, необходимо соблюсти особую процедуру, а во-вторых, после развода возникают определенные обязательства с обеих сторон, после чего супруги освобождаются от семейных уз.

Развод допускается по инициативе женщины и мужа, однако в зависимости от того, кто инициатор, возникают некоторые особенности в процедуре.

Этапы действий:

  1. Назначение мужчиной и женщиной судьи, в чьи функции входит примирение супругов.
  2. Если не удалось примириться, верующие получают право на освобождение от уз семьи. В зависимости от того, кто хочет развестись, различают следующие виды разводов: если инициатива исходит от мужчины, процедуру называют «талак», а если от женщины – «хуль».
  3. Для проведения развода в мусульманском браке от мужчины требуется трехкратное произнесение талака, либо письменное оповещение, однако между каждым из талаков должно пройти 3 месяца «идды» (ожидания), в течение которого супруги не должны иметь интимной близости.
  4. Если инициатива исходит от жены, то должна быть веская причина в виде вины супруга. Супруга может требовать развод, обращаясь к судье и доказывая, что мужчина не исполнял обязанности супруга. Если муж не дает развод, для получения разрешения на прекращение брачного союза, потребуется привести доказательства, что муж вел себя аморально, не следовал Корану. Частой причиной служит прелюбодейство или переход в другую веру с отказом от ислама.

С точки зрения мусульман, развод – самое нелюбимое, но разрешенное действие, и супруги должны сделать все, чтобы избежать расставания, вместе преодолевая семейные сложности.

Нюансы процедуры

В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.

Во время беременности

В хадисе есть слова, подтверждающие возможность расставания супругов в период ожидания младенца. Если жена беременна, этот факт не является поводом для запрета, однако такое расставание не является общепринятым среди мусульман. Причина, почему мусульмане не стремятся развестись в период беременности, связано с порицанием мужчины, решившимся на расторжение брака.

 По обоюдному согласию

Согласно принятым правил развода в исламе по шариату, у мусульман есть возможность оформить расставание по обоюдной инициативе.

Мубараах – добровольное право на освобождение от брачных обязанностей, если присутствуют следующие причины:

  • Супруги ошиблись с выбором второй половины, и оба признают этот факт.
  • В брак вмешались родители, т.е. состоялось сватовство.

  • Муж и жена взаимно отказались от исполнения супружеских обязанностей.
  • Семя испытывает денежные затруднения.
  • Между мужем и женой отсутствует доверие.

Если оба супруга решили расстаться, такой вариант является самым простым из разводных процедур в исламе.

Воспитание детей

Если супруги являются мусульманами, при расставании родителей малолетних детей чаще оставляют с матерью. Однако к матери предъявляют ряд требований, которым она должна соответствовать, чтобы при разделе детей они остались с женщиной:

  1. Быть мусульманкой.
  2. Не вступать в брак с близким родственником (махрамом).
  3. Не бы уличенной в воровстве.
  4. Не иметь интимных отношений вне брачного союза.

Также основанием для передачи ребенка отцу станет слабый рассудок или обвинения в нечестности.

Иногда мать по собственной воле отказывается от воспитания детей. В таком случае, они передаются судом на воспитание родительнице матери (бабушке), либо матери или сестре отца (бабушке или тете).

Согласие на оставление детей с матерью часто связано с тем, что женщина считается более терпеливой и милосердной.

После развода в исламе

 

После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.

Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.

Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:

  • если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
  • когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
  • в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.

Чтобы мужчина снова получил возможность взять бывшую супругу в жены, запретная женщина должна снова выйти замуж за другого мужчину, а затем развестись с ним. После этого появляется возможность у первого супруга снова оформить отношения с прежней женой.

Как поступают с подарками

При расставании решается вопрос с подарками, которые были принесены обеими сторонами в виде свадебного подарка. Если расставание произошло по инициативе мужа, подарки могу оставаться у женщины, требовать их никто не вправе.

Если состоялся развод по инициативе женщины, то подарки возвращаются мужчине в качестве компенсации, если муж не был согласен и хотел сохранить брак.

Развод в исламе требует соблюдения жесткого регламента и сопровождается порицанием. Однако, мусульмане сохраняют право на расставание и новые отношения, если предыдущие сопровождались нарушениями со стороны супругов. Сложнее всего добиться согласования женщине-мусульманке, в то врем как муж вправе отказываться и снова возвращать жену по собственному усмотрению в пределах трех раз.

Помимо сложностей в соблюдении правил, не меньшие проблемы приносят родственники, которые, в большинстве случаев, противятся расставанию и прикладывают все усилия, чтобы брак был сохранен.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/razvod/razvod-v-islame/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.