Развод в мусульманских странах

Три раза

Развод в мусульманских странах

Наверное, многие слышали, что по Исламу для развода мужчине достаточно трижды сказать слово “талак” (развод), и женщина должна уйти из дома, в чем есть. Поэтому, мол, в арабских странах женщины круглостуточно ходят в золоте – чтобы, ежели чего, не пришлось уходить с пустыми руками.

Процедура развода через “талак” с одной стороны, действительно считается нормой по шариату, с другой – официальное расторжение брака гораздо сложнее. Расскажу на примере Египта.

По статистике, процент разводов здесь– самый высокий среди арабских стран и составляет 40% (хотя за верность этой статистики я не ручаюсь).

При этом в деревнях люди разводятся довольно-таки редко, так что в городах, скорее всего, этот процент существенно выше.

Ислам допускает развод, хотя не одобряет его. В большинстве случаев родственники сделают все возможное, чтобы примирить супругов, особенно если в семье есть дети.

И все-таки развод сегодня – уже не редкость. Еще 10-20 лет назад отношение к разведенным было хуже: люди до последнего старались сохранить видимость семьи хотя бы ради детей.

Считалось, что девочке из разведенной семьи будет сложно выйти замуж.

Развод у египетских христиан

У египетских христиан развод невозможен, за очень редким исключением (обычный светский брак можно расторгнуть на общих основаниях, но очень сложно развенчаться, тем более – получить разрешение на повторное венчание).

Христианки долго добиваются права на развод, но коптская церковь стоит на своем и не развенчивает без очень веских причин (доказанная измена, смена религии). Отсутствие детей, болезни супругов и “не сошлись характерами” – не причина для развода.

В таких случаях можно разъехаться, но остаться супругами на бумаге.

Развод у мусульман

Для развода мужчине-мусульманину достаточно трижды произнести слово “талака” – развод. После двух “талака” еще возможно примирение, но третий развод уже окончательный. Оформление развода на бумаге не займет много времени, если инициатор развода – мужчина, или же развод происходит по обоюдному согласию.

Если развестись хочет жена, то такой развод называется хула и проходит значительно сложнее и дольше – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Раньше женщина могла лишь просить развода у мужчины и получала свободу только с его согласия, но благодаря поправкам, принятым по инициативе Сюзан Мубарек, женщины получили возможность развестись без согласия мужа, хоть и не быстро.

В случае, если инициатором развода является женщина, она не получает муахр – отступные, прописанные в контракте. Если же мужчина хочет развестись, он обязан выплатить ей эту сумму (а это могут быть ого-го какие деньги).

У египтян нет понятия совместно нажитого имущества – на кого что записано, тому то и принадлежит.

Дети обычно остаются с матерью, на мужчину ложится обязанность обеспечить их жильем (часто они остаются жить в квартире отца, хоть она им и не принадлежит), а также выплачивать алименты, размер которых определяет суд (обычно от 15% до 50% от доходов отца, но фиксированной ставки нет). Часто женщины подают еще и на компенсацию за прожитые с этим мужчиной годы (для этого нужно доказать вину мужчины в том, что жена подала на развод).

Однако в случае повторного замужества женщины дети останутся с ней только если мужчина не возражает против этого (обычно мужчина против). Чаще всего детей забирает бабушка по материнской линии, или же они уходят в семью отца.

Если жена – иностранка, ситуации бывают разными. Как правило, дети все равно чаще остаются с ней, но бывший муж может воспрепятствовать их выезду из Египта.

Но здесь многое будет зависеть от вероисповедания матери, намерений отца (если он намерен любой ценой забрать детей, женщине будет сложно), а также от адвокатов.

Бывают случаи, когда отец просто не отдает детей, даже если у женщины на руках решение суда в ее пользу.

Начало темы про египетские свадьбы – о знакомстве жениха и невесты

О помолвке

Как проходит сама свадьба

Макияж и платье невесты: граф Дракула отдыхает

Источник: https://zen.yandex.ru/media/magic_egypt/tri-raza-talak-i-za-dver-razvod-v-arabskih-stranah-5de7d6dc7cccba00b1c301fb

Развод в исламе по мусульманским обычаям по инициативе жены

Развод в мусульманских странах

Восточные законы известны своей строгостью и значительным влиянием религии. Во многом они кардинально отличаются от тех правил, по которым привыкли жить люди в РФ. Это же касается и процесса развода в исламе. О нюансах расторжения брака по канонам данной религии речь пойдет ниже.

Общие положения

Согласно исламу, брак является особым типом союза между женщиной и мужчиной. В его рамках они находят уважение, любовь и упокоение. Но даже столь категоричная религия допускает разрыв брачных отношений, ведь далеко не всегда союз двух людей оказывается способен выдержать все жизненные испытания. Однако это довольно сложный процесс, предполагающий соблюдение ряда нюансов.

Таким образом, расторжение брака в мусульманстве считается возможным (категория «халяль» — дозволенное), хоть и относится к одним из наиболее нежелательных действий. Правила развода в исламе опираются на нормы Шариата, ведущими свои истоки от Корана и Благородной сунны, написанной Пророком Мухаммадом.

Данный процесс является довольно гибким, позволяя супругам хорошо обдумать свое решение. При изменении мнения и желании остаться в браке, восстановить отношения не составляет труда.

Нюансы развода

По правилам ислама, развод дает жене мужчина. Однако решиться на подобные действия без причины – значит совершить страшный грех. Поэтому вескими основаниями для разрыва отношений является:

  1. Аморальное поведение жены. Оно может относиться к мужу, его родственникам, родителям и т. д.
  2. Вступление в интимные отношения с другими мужчинами.
  3. Невыполнение своих супружеских обязанностей.

При этом, разрыв брака предполагает следующие нюансы:

  1. Муж имеет право произнести слова развода без веской на то причины. В этом случае брак также будет расторгнут, однако муж автоматически становится грешником. Если до расторжения брачных уз он не выплатил своей жене махр (свадебный подарок), то он обязан погасить этот долг, а также отдать бывшей супруге все ее имущество и содержать ее на протяжении следующих трех месяцев.
  2. Расторжение брака возможно только в период тухр. Так называется в исламе «чистый» временной отрезок у жены, то есть, отсутствие менструации. Обязательным условием также является отсутствие половой близости между супругами в это время.
  3. Если у женщины прошли месячные, но имела место интимная связь, то разводиться в этот период нельзя. Необходимо дождаться еще одного этапа «очищения».

Талак в исламе

Решив развестись с женой, мужчина должен произнести слово «талак». Он также может прямо сказать что-то вроде «ты разведена» или «я даю тебе развод». Но считается ли брак аннулированным с этого момента? Нет. Как уже говорилось выше, ислам дает мужу и жене большое количество времени для того, чтобы как следует взвесить принятое решение и отказаться от намерения разойтись.

Поэтому традиционно развод у мусульман должен предполагать три талака:

  1. Первый. После того, как мужчина произнесет данное слово впервые, супруги продолжают жить вместе как семья. Этот период составляет три месяца, после чего у мужа остается еще две возможности для развода.
  2. Второй талак считается промежуточной стадией и дается в том случае, если за время, отведенное для примирения, мужчина не изменил своего решения. В ряде ситуаций второй развод осуществляется при свидетелях.
  3. Третий талак – это окончательное слово в мусульманском разводе. После него последствия становятся практически необратимыми.

По мнению многих ученых, исповедующих ислам, слова развода должны произноситься не в один день, а в отдельные «чистые периоды». Это не отменяет право мужчины высказать три талака единовременно, но подобное поведение будет приравнено к греху.

Также в связи с этим следует учитывать следующее:

  1. Если муж решает разорвать брачные отношения в результате трех талаков, произнесенных одновременно, то большинство богословов посчитает действительным полный развод. Однако ряд шиитских алимов считает такой вариант развития событий неверным и подобный способ разрыва брака не признает. На этот счет имеется и третья точка зрения, которая предлагает считать три талака, произнесенных единовременно, в качестве одного.
  2. Если пара проходит первую и вторую стадию развода, после чего решает воссоединиться, то для этого супругам придется пройти дополнительную церемонию бракосочетания, называемую «никах». При этом мужчина обязуется повторно выплатить махр супруге.
  3. Если же пара прошла все три стадии развода, то муж и жена не только не могут изменить свое решение, но и не имеют возможности повторно сойтись до тех пор, пока женщина не побывает в браке и вновь не разведется.

Последовательность

По мусульманским обычаям процедура расторжения брака должна проходить в соответствии с определенными этапами.

Следовательно, если муж решает дать жене развод, то ему придется действовать следующим образом:

  1. Необходимо дождаться периода «очищения» жены.
  2. Далее супруге дается развод, после чего запрещается иметь с ней половую связь.
  3. По истечении срока идда, муж дает еще один развод.
  4. Брак будет аннулирован, только если мужчина еще раз инициирует разрыв отношений.
  5. Даже после официального расставания, между супругами могут сохраняться определенные обязательства. К примеру, муж содержит бывшую жену в течение трех месяцев после развода, о чем уже говорилось выше.

В связи с разводом, для женщины повторно наступает период идда, в течение которого она не имеет право выходить замуж.

Период идда

В восточных традициях очень многое строится на так называемом «периоде очищения» женщины. Речь идет о менструации. И развод по мусульманским обычаям также полностью зависит от данного временного этапа. Таким образом, срок идда предполагает прохождение три цикла месячных.

Однако и здесь имеются свои нюансы:

  1. Для мусульманок, имеющих менструации, данный срок определяется в соответствии с работой их организма.
  2. Если месячные отсутствуют, то такой срок составляет три полных месяца.
  3. Для беременных женщин идда прекращается родами.

Таким образом, если мужчина решает дать три талака единовременно, то он нарушает срок идда. Как уже говорилось выше, в некоторых случаях такое возможно, однако здесь имеется несколько исключений:

  1. Муж не имеет права инициировать развод в период менструации у его жены. В противном случае он совершит запретное, что не приветствуется Аллахом. Мало того, такой развод может быть отсрочен до наступления периода «очищения» у женщины. При осуществлении подобных действий со стороны супруга, жена способна оспорить разрыв отношений на законных основаниях.
  2. Если супруги состояли в половых отношениях после менструации, то развод не признается действительным до тех пор, пока не будет установлен факт отсутствия беременности.

Условия для развода

Итак, развод по исламу – это допустимый шаг, на который может решиться любая пара. Но в мусульманской вере имеются также понятия обязательного, желательного, нежелательного и не разрешенного разрыва отношений.

Об этом следует поговорить более подробно:

  1. Желательный развод называется сунной. Такие ситуации возникают, если, к примеру, мужчина-мусульманин является не в состоянии обеспечить свою жену в соответствии с Шариатом, в то время как она требует этого. Желательно развестись и в случае отсутствия взаимного влечения. Если женщиной совершаются большие прегрешения (прелюбодеяние или действия, порочащие мужское достоинство), то в соответствии с верой ислама, развод также является допустимой мерой.
  2. Не разрешенное расторжение брака называется харамом. Как уже говорилось выше, никто в соответствии с верой ислама не имеет право разводиться в период менструального цикла жены, если до этого супруги состояли в интимных отношениях. Невозможен развод и на этапе отсутствия у женщины менструального цикла, если после предыдущего «очищения» она состояла в половом контакте с мужем. Если супруг смертельно болен и знает об этом, он не может развестись со своей супругой с целью лишить ее наследства.
  3. Нежелательным является развод без весомых причин. Такой разрыв брачных уз называется «карахат».
  4. В исламе существует также понятие обязательного развода. Требовать расторжения брака в этом случае может жена, которой муж отказывает в половой близости.

Инициатива жены

Поскольку ислам предполагает жесткий патриархат, то право давать развод имеется только у мужчины. Единственной возможностью для женщины как-то повлиять на данный процесс является просьба мужа о расторжении отношений. При соответствующем решении мужчины, супруга имеет право также дать развод, но она должна сделать это незамедлительно, как только услышит слова мужа.

Развод в исламе – это весьма сложный процесс, который является неизменным в течение сотен лет. Из каждого правила здесь могут существовать десятки исключений, поэтому при расторжении отношений очень важно знать мусульманские обычаи. В противном случае отмена брака может быть признана недействительной, и супругам придется проходить всю процедуру повторно.

Источник: https://FamAdviser.ru/prekrashhenie/osnovanija/razvod-v-islame.html

Фатва. Процедура развода по инициативе жены в немусульманских странах

Развод в мусульманских странах

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Прежде чем отметим, что отношения между мужем и женой должны основываться на спокойствии, любви и милосердии, как сказал Всевышний Аллах:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Коран, 32: 21).

Спокойствие (сакан), любовь (мавадда) и милосердие (рахма) – очень важные понятия в исламе, в которых выражаются основные идеалы исламского брака.

Помня об этом, муж и жена обязаны стараться быть друг для друга источником спокойствия и в меру возможностей избегать споров.

Они должны прилагать физические, эмоциональные и духовные усилия, чтобы их партнер чувствовал себя счастливо и спокойно. А развод должен быть последней инстанцией.

Приведенный Вами случай не является правомочной формой хуль (развода), когда женщина освобождает себя от мужа, вернув ему полученное ею приданое или его эквивалент. Ситуация, упомянутая в вопросе, является одной из форм аннулирования (брака), но чтобы получить настоящий развод, необходимо соблюсти определенные процедуры.

На Ваш вопрос отвечает шейх Абдулла Аль-Джудаи, член Европейского совета по фатвам и исследованиям:

«1. То, что произошло, не является правомочной формой хуля, поскольку хуль считается состоявшимся лишь тогда, когда женщина сначала возвращает мужу полученное ею приданое или его эквивалент, затем говорит «отпусти меня посредством хуля» и он на это соглашается.

2. Упомянутая здесь ситуация является формой аннулирования, поскольку муж отказался развестись с женой и имам центра уладил дело, решив тем самым задачу, которую никто не вправе решать, кроме правителя. В роли этого правителя могут выступать судья, султан или два арбитра, которые пытаются примирить супругов и могут развести их в случае, если примирение не будет достигнуто.

3. Имам исламского центра в стране (регионе), где нет судов, работающих в соответствии с исламским Шариатом, считается судьей в том случае, если так решили мусульмане этой страны или региона.

4. Я считаю, что в этом и подобных случаях необходимо соблюдение следующих процедур:

а. Супруги должны прибегнуть к помощи двух мусульманских арбитров – одного со стороны мужа, а другого – со стороны жены, даже если муж не согласен. Всемогущий Аллах говорит:

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Коран, 4: 35).

Если примирение не достигнуто, эти два арбитра могут развести супругов.

б. Если это трудно реализуемо и жена находится в стране, где есть исламская судебная система, она не должна выезжать за ее пределы. Это возможно в некоторых случаях, особенно, как нам известно, если брак зарегистрирован в исламской стране. Жена может сделать это в исламских странах даже по доверенности.

в. Если жена не имеет другой альтернативы, кроме как прибегнуть к гражданскому праву страны, в которой она находится, такой шаг вполне приемлем, даже если судья – немусульманин.

Принуждение мужа отозвать брачный контракт исполняется посредством двух арбитров или правителя, так что если арбитраж из двух арбитров или мусульманский правитель отсутствуют, можно прибегнуть к немусульманскому правителю (судье).

Ранее Европейский совет по фатвам и исследованиям уже принял решение о расторжении брака по решению судьи-немусульманина:

«В целом, мусульманин должен доверять свои дела только мусульманскому судье или кому-либо, кто действует от его имени. Тем не менее, из-за отсутствия исламской судебной системы в немусульманских странах мусульмане, которые заключали брак по законодательству этих стран, могут также принимать решение о разводе, изданное немусульманским судьей.

Мусульманин, который заключил свой брачный договор в соответствии с неисламскими законами, принимает и все остальные его правила, в том числе и то, что брачный договор отменяется только через суд.

Это можно считать разрешением со стороны мужа, что допустимо в Шариате согласно мнению большинства ученых, даже если он не сказал об этом, ибо есть юридическое правило, которое гласит: «Что общепринято, то предусмотрено».

Кроме того, выполнение судебных решений, даже если они не являются исламскими, допустимо, поскольку это может рассматриваться как своего рода сохранение интересов во избежание зла и хаоса. Об этом говорили многие известные ученые, такие как Аль-Изз ибн Абду-Салам, Ибн Таймия и Аш-Шатиби.

г. Как и в описанном случае, жена должна убедиться, что, выполняя решение судьи, она не делает ничего, что противоречит Шариату.

Она должна проконсультироваться с достойным доверия ученым относительно решения, принятого немусульманским судьей, и уточнить у этого ученого все соответствующие обстоятельства, поскольку судья может постановить что-либо непозволительное, например, компенсации, которые судебная система иногда преувеличивает. Она должна сделать так, чтобы убедиться, что она не поступила против закона ее религии».

Всевышний Аллах знает лучше.

Источник: https://islam.plus/ru/fatwa/sema/talak-razvod/procedura-razvoda-po-iniciative-zeny-v-nemusulmanskih-stranah

Развод в исламе и его виды

Развод в мусульманских странах

Вопросам развода следует уделить особое внимание, потому что отсутствие знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой, и будет продолжать жить с ней, при этом совершая большой грех.

Развод можно условно разделить на два вида:

Однозначный (сарих) – не нуждается в намерении. Пример: муж говорит жене: «Я разошелся с тобой» или «Ты разведена». В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, в гневе говорил он это или в шутку.

Смысловой (киная) – зависит от намерения. Пример: мужчина говорит: «Я не хочу тебя больше видеть» или «Ты мне больше не нужна», «Отчитывай ‘идда», «Закрой свой ‘аурат». Если у него было намерение разводиться, то данные слова являются разводом, иначе – не являются.

Также развод делится на: 1) ридж’и – это развод, который дает право вернуть жену в период ‘идды без никаха и без каких-либо условий; это разрешается после первого и второго развода, после третьего запрещается;

2) баин – развод, который прерывает брак, и без нового акта никаха бывшие супруги не могут вернуться друг к другу; этот вид развода действует для первого и второго развода.

Свободный от рабства мужчина имеет право разводиться с женой не более трех раз. Трехкратный развод может производиться как в различное время, так и одновременно.

Если мужчина говорит жене: «Я развелся с тобой троекратно», или если он сказал: «Ты разведена», и его намерение при этом было, что это троекратный развод, то в этих случаях развод засчитывается как троекратный развод даже в ее отсутствии.

После трехкратного развода мужчина уже не может вновь жениться ан бывшей жене, пока не будут выполнены следующие пять условий:

Должен пройти срок ее ‘идда после развода с бывшим мужем.Должна выйти замуж за другого.Иметь с новым мужем половой акт.Развестись со вторым мужем.Должен пройти срок ее ‘идда после развода со вторым мужем.

По этому вопросу все исламские ученые имеют единогласное мнение, иные мнения неверны. Если мужчина подряд повторяет жене три раза слова: «Ты разведена», причем с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод, иначе – троекратный.

Если мужчина развелся троекратно одним словом, то это является троекратным разводом. Передал это единогласное заключение ибн Аль-Мунзир в своей книге «Аль-Иджма’а». Это учение имамов Шафи’ий, Абу Ханифа, Ханбалий, Малики и других. Ибн Таймия отклонился от этого заключения. Это одно из его заблуждений, из-за которых он отступил от веры.

Развод может быть связан с каким-либо условием или не связан, но в любом случае это развод. Как, например, муж говорит жене: «Ты разведена». Этот развод не связан с какими-либо условиями. Или другой пример: муж говорит: «Ты разведена, если пойдешь к соседке». При выполнении этого условия она разведена, то есть если она пойдет к соседке, то будет развод.

Различают следующие три вида развода:

Развод-Сунна – мужчина, имеющий намерение развестись, разводится тогда, когда женщина находится в чистом периоде без совершения полового акта.

Развод-бид‘ий (является харамом) – когда мужчина разводится с женой в период менструации или послеродовых выделений, или в чистом периоде, в котором совершил с ней половой акт.

Развод, который не является Сунной и не бид‘ий – если мужчина разводится с женой во время ее беременности, или если она пожилая (т.е. наступил возраст прекращения менструации), или по возрасту очень юная (не достигла половой зрелости), или в том случае, если вообще не имел с ней половых отношений.

Если мужчина разводится без причины с ее стороны (после совершения полового акта), то он должен дать жене мут‘а – подарок (компенсацию).

Размер мут‘а не ограничен конкретной суммой, но желательно, чтобы он составлял 30 дирхам и не превысил половины махра. Считается принятым любое мут‘а, независимо от размера, если мужчина и женщина договорились между собой.

Если же не договорились – мут‘а устанавливается судьей в зависимости от их состояния.

Возвращение жены к мужу и возобновление брака с разведенной женой

Возврат – это возможность возвращения бывшей жены к мужу после первого или второго разводов в период ее ‘идда.

В Аяте 229 Суры «Аль-Бакара» передано, что «кто развелся с женой в первый или во второй раз, может возвратить ее себе без нового брака, пока не закончился срок ‘идда».

В этом случае муж может вернуть жену, сказав ей: «Я вернул тебя к моему браку», даже если подобная фраза произнесена в ее отсутствии. Возврат брака может совершаться и без свидетелей, но лучше, если они есть.

Если срок ‘идда закончился, то муж не имеет права возвращать ее к себе, пока не совершит новый акт бракосочетания в присутствии попечителя и двух свидетелей.

Источник: https://nasledieislama.ru/islam-i-semya/razvod-v-islame

Развод в исламе по инициативе жены

Развод в мусульманских странах

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.

Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна.

Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины.

Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье.

Как развестись женщине в исламе

Россия – светское государство. Поэтому ни одно из описываемых положений шариата, содержащееся в статье, не имеет юридической силы и не является обязательным к исполнению ни одной из сторон. Эти традиции имеют значение лишь для фанатично верующих, которые стараются придерживаться учения Аллаха. Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.

Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки).

В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.

Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей.

Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка.

Это важно знать:  Развод по обычаям Ислама

Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х. и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества.

В силу этого женщина в исламе – вещь покупная. Для того, чтобы стать женой, за неё обязательно должен быть уплачен выкуп (калым у российских мусульман) и сделан свадебный подарок – махр (который после замужества становится собственностью женщины на все то время, пока она состоит в браке, но подлежащий отобранию в случае развода по её инициативе).

Невеста может получить очень значительный по стоимости свадебный подарок, но Коран запрещает женщинам работать. Таким образом, став женой она полностью должна сосредоточиться на рождении, воспитании детей и ведении домашнего хозяйства.

Материальное обеспечение – это забота мужчины. Сама же женщина не имеет абсолютно никаких источников дохода. Полученный до свадьбы подарок с течением времени может утратить свою стоимость, прийти в негодность, погибнуть или утеряться.

Но требование Корана незыблемо – женщина, принявшая решение развестись с мужем, должна вернуть все то, что было получено ею в качестве подарка.

Иными словами – купить свою свободу в обмен на возврат мужу подаренного имущества.

Тем не менее, если отбросить этот фактор возмездности — развод в обмен на имущество, Коран прямо перечисляет случаи, в которых женщина вправе обратится к судье с требованием развода:

  • Несправедливое отношение мужа (обычно подразумевается домашнее физическое насилие);
  • Неспособность мужа содержать жену и детей;
  • Супружеская измена (при моногамном браке);
  • Отсутствие сексуального удовлетворения (кого не указывается);
  • Неисполнение супружеских обязанностей (супругом);
  • Неисполнение условий брачного договора;
  • Привод в дом второй (третьей, четвертой) жены без согласия первой жены.
  • Вероотступничество.

Следует помнить, что в отличие от мужчины, женщина не может самостоятельно принимать решения о разводе и осуществить его путем произнесения сакральной фразы «Ты мне не муж!».

Решение о разводе должен принять судья или «правитель» — который при наличии веских оснований обяжет мужчину развестись с женой в обмен на выкуп.

Причины развода в исламе

Во времена, когда писался Коран, у кочевников не было понятия о такой науке как психология. Поэтому поводы к разводу, содержащиеся в Коране, носят грубо материалистический характер – они связаны либо с финансовой стороной брачных отношений, либо с неудовлетворенностью в сексуальной сфере.

Это важно знать:  Развод по обычаям Ислама

Внутренний мир личностных и интимных переживаний женщины, её мироощущение, схожесть характеров, темперамента, степень интеллектуального развития — не играют никакого значения. Коран – догма. Исполнению подлежит только то, что в нем написано. Перечислены поводы к разводу – они подлежат исполнению. Нет в Коране таких поводов – значит, желание развестись от Лукавого.

Несмотря на допустимость развода в исламе, на практике расторгают брак по законам шариата совсем немного женщин. Обремененные детьми и не имеющие средств к существованию (поскольку не работают), они всецело находятся во власти мужа.

В тех мусульманских странах, в которых развита система светского законодательства (Турция, Египет, Сирия, Индонезия) обычно не приветствуются полигамные браки, а кое-где они просто запрещены законом.

Тем не менее, Коран допускает наличие у одного мужчины 4 жен и неограниченного количества наложниц.
Для женщины, с детства воспитанной в исламской семье, в этом нет ничего удивительного или унизительного, что наряду с ней, муж делит постель еще с 2-3 женщинами.

Но для тех, кто воспитывался в обществе, где приняты моногамные браки, или если женщина приняла ислам исключительно по воле будущего супруга, такое разделение мужа между несколькими женами является недопустимым, прежде всего с этической точки зрения.
Конечно, включая в Коран положение о том, что женщина имеет право развестись, если не согласна с тем, что муж берет вторую (3,4) жену преследовало отнюдь не сохранение психического здоровья женщины.

Прежде всего, речь шла о сохранении спокойствия хозяина дома – таким образом стремились избегать скандалов между женами-конкурентками.
Поэтому, в настоящее время почти незыблемым правилом является получение согласия невесты на то, что муж в последствии наберет себе гарем или, по крайней мере – постановка невесты в известность о возможности такого развития семейных отношений.

Условия развода в исламе

В качестве условий развода в исламе основным требованием является, помимо возврата свадебного подарка или уплаты иного выкупа мужу за развод, еще и тщательная привязка этого действа к физиологическим циклам женщины и выяснение подробностей интимной жизни: была ли между супругами близость, и как давно она была.

Для кочевых арабов вопрос о том, беременна женщина или нет, являлся принципиальным.Во-первых, никто не хотел воспитывать валяду-зина.

Во-вторых, самой важной причиной являлось то, что не только жены, но и дети являлись собственностью мужчины – главы семьи.

Это важно знать:  Развод по обычаям Ислама

Девочки представляли значительную ценность – их можно было выгодно продать (выдать замуж) получив за это значительное количество баранов или верблюдов. Мальчики – вырастая, становились воинами, тем самым усиливая боевые возможности племени.

Так как акушерство и гинекология существовали на уровне знахарок-повитух, то точной даты наступления беременности определять не умели. Поэтому, для надежности, Коран установил довольно продолжительный срок, в течение которого становилось абсолютно достоверно известно беременна женщина или нет – 3 менструальных цикла.

Для женщин, у которых наступила менопауза – 3 календарных месяца. Такая мера предосторожности была вызвана тем, что позаимствовав при создании религии мифологию древних иудеев, арабы из Ветхого Завета знали, что даже 90 летние библейские бабушки успешно беременели после посещения их ангелами.

Если выждав 3 месяца (период очищения), женщина по недоразумению вновь оказывается в постели с мужем – срок возобновляется. Снова надо ждать 3 месяца!

Если это условие было соблюдено, муж и судья убеждались в том, что жаждущая развода женщина не беременна (то есть не унесет с собой принадлежащее мужу имущество – ребенка).

Женщина заплатила за свою свободу выкуп. Муж в принудительно-добровольном порядке наконец произносит сакральную фразу: «Я расстаюсь с тобой!» (вариант: «Я отпускаю тебя»).
После этого женщина становилась формально свободной.

Страны, в которых действуют законы шариата, не признают светского развода, совершенного в суде или иных государственных органах уполномоченных на регистрацию брака.

Поэтому, живя в такой стране, обязательно требуется соблюсти процедуру мусульманского развода в соответствии с шариатом, и только после этого узаконивать развод в государственных органах. Иначе женщина по-прежнему будет считаться состоящей в браке и ей запрещается повторно выходить замуж.

Применительно к России ни одно из указанных в Коране ограничений не является ни действительным, ни обязательным.
Женщина (даже глубоко религиозная мусульманка) вольна в любое время, без объяснения причин, внесения выкупа и вне зависимости от дня менструального цикла или состояния беременности подать иск о расторжении брака в суд или заявление в ЗАГС.

Свадебный подарок мужа (махр) может возвращаться, а может и нет. По крайней мере мужу придется доказать в суде факт его передачи во временное пользование, подтвердив это соответствующим договором.

А подарки, сделанные публично, в присутствии свидетелей на свадьбе, согласно гражданскому законодательству РФ возврату не подлежат. Они переходят в исключительную собственность одариваемого.

Источник: https://TvoiRazvod.ru/religiya/razvod-v-islame-po-initsiative-zheny.html

§4. Развод. ‘Идда

Развод в мусульманских странах

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски «талак») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол.

Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить.

До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом.

Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения.

Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».

1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена».

В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку.

При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

2. Талак баин – окончательный развод. Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод.

Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону.

Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны.

Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия.

Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена».

В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу.

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму.

Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе.

Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)».

Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены).

Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев.

В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара).

Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод.

Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Равод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию.

Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее отсутствие: «Я вернул свою жену».

Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку.

Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

– должен пройти срок ‘идда после первого мужа; – затем женщина должна выйти замуж за другого; – иметь с новым мужем половые отношения; – развестись со вторым мужем;

– пройти срок ‘идда после второго мужа.

Источник: http://IslamDag.ru/book/30480

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.