Развод в исламе

Содержание

Всё, что мы должны знать о разводе

Развод в исламе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу.

И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е.

, они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.

Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е.

, они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

 Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев».

В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю  ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого.

Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба.

Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого.

Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.

Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его   следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения.

Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг.

Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе.

Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом.

Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е.

, «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод.

Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова.

Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза “я с тобой развожусь”, при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод.

Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод.

К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д.

, в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма.

Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении.

На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения.

Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда   один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась.

Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита.

Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав.

Он сказал: “Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела.

Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей”. Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод.

Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно.

Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43501

Разновидности талака: развод по инициативе жены и другие случаи

Развод в исламе

В одной из статей на нашем сайте раскрывалась тема развода, согласно исламскому праву. Эта процедура относится к категории разрешённых, хоть и не одобрялась Заключительным посланником Всевышнего Мухаммадом (с.г.в.). Сейчас же рассмотрим некоторые аспекты разводного процесса в особенных ситуациях.

Как быть, если о талаке попросила сама супруга, если муж решил надолго отказаться от интимной близости или в семье произошла недоказуемая измена? Шариат даёт чёткие установки на каждый из таких случаев.

Жена инициирует развод

Ислам разрешает передачу права объявления развода жене. Чтобы такая ситуация получила легальное, с точки зрения исламского права, основание, необходимо выполнение одного небольшого, но важного условия.

Когда формируется и обговариваются условия брачного договора, либо когда пара уже живёт вместе после никаха, муж в присутствии свидетелей должен сказать: «Ты сама себе хозяйка». Это позволяет жене инициировать развод. Она может повторить эту процедуру и во второй, третий разы.

Тем не менее, в шариатских источниках отмечается, что нельзя злоупотреблять этим правом, в противном случае муж может вернуть себе обратно право инициировать развод.

Когда жена инициирует развод, она обычно говорит: «Я отделилась от тебя».

Отдельного внимания заслуживают случаи, когда мужа настигает импотенция. Если вдруг возникает такая ситуация, то супругам даётся один год на сохранение отношений.

То есть в течение 12 месяцев они живут вместе, но жена имеет полное право запросить развод (у мужа или, при его отказе, у шариатского судьи – казыя) и уйти после завершения этого срока.

Если же по прошествии года мужчина не отпускает жену и клянётся перед судьёй, что у него уже нет проблем с потенцией, а женщина это всё отрицает, то принимается позиция мужа, и брак сохраняется.

В то же время, согласно исламскому праву, мужчина не может объявить развод только из-за каких-то физических недостатков жены, включая бесплодие. (Своеобразной «страховкой», нивелирующий такой риск, в исламе служит право мусульманина на вторую и последующих жён – прим. Islam.Global)

Прочие разновидности талака

Богословы выделяют несколько видов развода в исламе:

1. Иля – клятва мужа о том, что он не будет иметь интимной близости с женой на протяжении трёх и более месяцев. Логическим итогом реализации этого обещания служит окончательный развод. То есть это такой развод, после которого мужчина и женщина должны заново составить брачный договор (никах). Заметим, что данная ситуация нашла своё отражение в тексте Священного Корана:

«Тот, кто произнёс клятву, что не будет приближаться к своей жене, пусть ждёт три месяца…» (2:226)

Если муж нарушит свою клятву, то ему необходимо выплатить каффарат (искупление). При этом пока оно не будет выполнено, жена не будет считаться такому мужчине разрешённой. Подробно об искуплении сказано в суре «Трапеза»:

«В качестве каффарата необходимо обеспечить питанием десять нищих. При этом объём пищи должен быть равным среднему, чем вы кормите свою семью. Либо вы должны одеть 10 нищих, либо дать свободу одному рабу. Если у нарушившего клятву нет таких возможностей, то он должен держать трёхдневный пост…» (5:89)

2. Хульга – добровольное прекращение брачного договора обеими сторонами. В учебниках по исламскому праву в области муамалята этот вид развода описывается следующим образом. Если отношения между супругами резко портятся, и между ними возникает вражда, погасить которую нет надежды, то супруги разводятся посредством талака-хульги.

В этой ситуации мужчина и женщина могут заново вступить в брачные отношения только после того, как женщина выйдет замуж за другого и разорвёт уже с ним брак. Если вражда инициирована женой, то мужчина может обратно забрать свадебный подарок (махр), либо может получить компенсацию от бывшей супруги или её родственников.

Такой итог возникшей ситуации описывается в суре «Бакара»:

«…Если у вас имеются опасения, что вы не сможете соблюсти ограничения, наложенные Всевышним, то не будет на вас греха, если жена заплатит компенсацию и получит тем самым развод…» (2:229)

Когда нежелание жить вместе с супругой исходит от мужчины, то он не имеет никакого права отбирать что-либо у жены или требовать у неё компенсацию:

«Если вам понравилась другая женщина и вы хотите развестись со своей, то вам нельзя ничего брать себе обратно из того, что было ранее подарено супруге. Неужели вы хотите совершить явный греховный поступок?» (4:20)

3. Зихар – отождествление жены с женщиной, которая по статусу запретна для мужчины. Эта ситуация описывается в суре «Аль-Муджадила», когда муж сравнил свою супругу с собственной мамой, тем самым давая понять, что никакой половой близости теперь между этими двумя людьми быть не может.

«Те, кто посмел возвести собственную жену в ранг запретной женщины, совершают предосудительный и неверный поступок. Жена – это не мать мужа. Матерью может быть только та женщина, которая родила этого самого мужчину [который решил разбрасываться столь абсурдными выражениями]» (58:2)

После произнесения таких слов о жене супруг должен совершить искупление (каффарат), коим будет либо освобождение одного раба, либо совершение поста в течение двух месяцев подряд, либо обеспечение единоразово едой 60 нищих (как описано в 3-4 аятах суры «Аль-Муджадила»). Если искупление не будет совершено в течение одного срока идды (три периода менструации), то женщина оказывается разведённой со своим мужем. Более того, с возникновением ситуации зихар муж не имеет права совершать половой акт со своей женой.

4. Лиган – развод, который происходит после обвинения одного из супругов в совершении прелюбодеяния, сопровождаемый соответствующей клятвой об этом.

Если муж либо жена обвиняет своего партнёра по браку в супружеской измене, произнося перед казыем четырежды: «Клянусь Всевышним, моя жена (мой муж) является прелюбодейкой (прелюбодеем), и добавляя потом: «Если мои слова лживы, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и ждёт ответа от обвиняемой стороны. Если эта сторона (будь то муж или жена) отвергает обвинение, четырежды произнося: «Клянусь Всевышним Аллахом, я не изменял своему супругу (своей супруге)», добавляя: «Если мои слова ложны, то пусть Всевышний нашлёт на меня проклятие», то судья произносит слово «аминь» и объявляется этих двух людей запретными друг для друга навечно.

Если обвиняющая сторона откажется от своих слов, то ей положено 80 ударов плетьми в качестве наказания за клевету:

«Те, кто распространяет лживые обвинения в адрес целомудренных женщин и не смогут найти четырёх свидетелей, должны подвергнуться высечению в размере 80 ударов розгами. Свидетельства таких людей нельзя будет принимать больше никогда, так как их слова являются лживыми» (24:4)

Отдельные аспекты разводного процесса

  • Развод под принуждением признаётся в Шариате действительным. Но это правило не действует, если человеку угрожают смертью. Также считается совершённым талак, который произошёл в ситуации, когда инициатор был пьяным.
  • Если мусульманин сказал слова о разрыве брачных отношений по ошибке или забывчивости, то и в этом случае развод действителен.
  • Когда человека довели, играя на его самообладании, и, по сути, вынудили сказатьтройной талак, то с этим ничего не поделать – брак считается распавшимся.
  • Если муж или жена произносит слова развода во сне, то в этой ситуации их брачные отношения сохраняются.

Источник: https://Islam.global/semya/semeynaya-zhizn/nyuansy-i-osobennosti-raznykh-vidov-talaka/

Расторжение брака по исламским законам

Развод в исламе

Как известно, в исламе семья является важнейшей единицей и развода стараются всячески избегать для ее сохранения.

Однако невозможно избежать случаев, когда два человека не могут ужиться под одной крышей из-за различных сложностей и жизненных обстоятельств.

Хотя ислам и проповедует верность своему супругу и домашнему очагу, на абсолютно нерасторжимом браке религия не настаивает.

Ислам учитывает жизненные нужды своих верующих и допускает разрыв брачных отношений. При этом важно учитывать и знать древние традиции, с которыми связан развод в этой религии.

Оглавление

  • У мусульман
  • По инициативе жены
  • По инициативе мужа
  • Правила
  • Заключение

У мусульман

По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”.

Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.

Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на примирение.

Важно! При получении развода со стороны мужа — для чего жене нужно услышать от мужа “ты разведена”, “я развелся с тобою” — женщине разрешено заново вступить в брак только после прошествия примерно трёх месяцев (3 менструальных цикла).

За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод.

Существуют и исключения:

  1. При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (Св. Коран, 33:49). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.
  2. Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
  3. При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно (Св. Коран, 65:4).

По инициативе жены

По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:

  1. Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
  2. Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
  3. После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.

При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака. Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу).

Важно! При несогласии супруга на хуль правомочно обращение в суд со стороны жены для получения этого права.

По инициативе мужа

По словам Пророка: “Самое ненавистное Аллаху из разрешённого – развод” (Аль-Мустадрак, ч. 2, стр. 214, No 2794), что говорит о том, что для расторжения брака нужна крайняя необходимость. Шариат признаёт чувства и эмоции души своих верующих, поэтому предоставляет мусульманам право на развод. Особенно мужчине в ситуации, когда тот питает ненависть к жене.

Для того, чтобы подать на развод, мужчина должен соблюдать прописанные в Коране правила:

  1. Развод возможен, если жена ведет себя аморально к родственникам со стороны мужа и к нему самому, если изменяет ему.
  2. После развода мужчина выплачивает махр (свадебный подарок жене), если он не был выплачен до момента расторжения брака, также на мужчине лежат обязанности по обеспечению жены на протяжении 3х месяцев после талака и выдаче ей ее имущества.
  3. В период критических дней жены муж не вправе подать на развод, как и после их окончания, если половое сношение состоялось. Таким образом, расторжение брака может произойти только в чистый период при отсутствии половой связи между супругами.

Важно! Если муж без веских на то причин произносит талак, то разрыв отношений возможен, но муж становится грешником до конца его дней.

Исламскими богословами определено, что в гневе человек не может нести ответственность за свои слова и действия. Такие богословы как, в частности, Ибн Таймийя и Ибн Кайим говорили, что высказывать свои мысли человек может в состоянии “открытости” и “закрытости”.

Если мужчина разгневан и непреднамеренно сказал о том, что хочет дать развод своей жене, то он был в состоянии “закрытости” и не собирался разводиться на самом деле. То есть слова его в этот момент не нужно воспринимать всерьез, а нужно игнорировать.

Важно! Развод дозволен дважды, после второго супругу следует удержать или отпустить (сура 2, аят 229).

В исламе считается, что если мужчина в гневе наговорил разного, но потом успокоился и пожалел о сказанном, то намерения расторгнуть брачный союз у него не было. Таким образом, то что говорится в неадекватном состоянии, не воспринимается всерьёз, не учитывается.

Правила

Как происходит развод в исламе важно знать тем, кто планирует вступить в брак по мусульманским обычаям. Как разводятся в исламе и каким правилам следуют, исполняя это решение?

  1. По законам ислама верующие люди, связанные узами брака, должны жить в мире и согласии, это важнейшие условия веры, в которой ценится терпение и размышление. Хотя развод и дозволен, но он крайне нежелателен.
  2. По предписанию веры в случае желания развестись, супруги должны постараться примириться на первом этапе.
  3. Если примирения достичь не получается, муж и жена могут развестись.
  4. Талак — ответ на вопрос о том, какое слово говорят мусульмане при разводе. Талак — это развод, расторжение брачных отношений со стороны мужчины. Огласить свое решение мужчина может как устно, так и письменно. Сделав это, он запускает период ожидания, который длится три месяца (идда). В этот период вступление в интимные отношения запрещено, даже при совместном проживании.
  5. Хуль (развод, который требует жена по исламским обычаям) может быть потребован женщиной при наличии на то причин. Когда жена требует хуль, она должна возвратить махр по причине расторжения брачных договоренностей.
  6. Женщина может обратиться в судебную инстанцию, если муж не исполняет свои супружеские обязательства. Для того, чтобы судья оформил развод, ей необходимо будет предоставить доказательства, подтверждающие невыполнение мужем обязанностей, оговоренных Кораном.
  7. При нарушении мужем брачного договора он обязан выплатить жене махр в его полном размере. В случае, если махр уже вручался жене, он оставляется ей в полном объеме.
  8. Причины развода в исламе строго оговорены Кораном. Для разрыва брачных отношений один из супругов должен аморально себя вести, его поведение должно противоречить исламу. Например, он должен изменять, не вести с супругом половую жизнь и т.д.
  9. Отречение супруга от ислама также служит причиной расторжения брачного союза. Для сохранения семьи оба партнёра должны быть мусульманами, если же кто-то из пары перестает быть мусульманином, происходит аннуляция брака.

Алгоритм бракоразводного процесса в исламе:

  1. Проговаривание формулы, приводящей к разводу, в первый раз.
  2. Спустя месяц формула проговаривается ещё раз.
  3. Ещё через месяц формула проговаривается в третий, заключительный раз.

Такой процесс может иметь место, когда супруги сомневаются в правильности своего решения. Благодаря времени, которое даётся на развод, супруги могут обдумать и взвесить свое решение. Развод является крайней мерой, которая предпринимается только в случаях полного непонимания в семье.

Заключение

К разводу супругов могут побудить разные причины, однако в исламе люди должны решать этот вопрос в соответствии с верой. При уверенности в своем решении брачные отношения могут быть расторгнуты, но только с соблюдением предписанных Кораном условий.

Благодаря тому, что исламское право основано на Божественном Откровении, оно даёт мужу и жене шансы на восстановление брака до окончательного его расторжения. Воспользоваться этим правом — священная необходимость для каждого мусульманина.

Источник: https://razvod-guru.com/razvod/razv-po-islam-zakon.html

Разбитая семья

Развод в исламе

Развод в Исламе – это чрезвычайная мера. И без определённого повода давать развод по Шариату – это макрух, карахат тахрим. То есть он является нежелательным, близким к хараму.

Без какого-либо повода давать развод супруге запрещено, потому что это причиняет боль, материальный ущерб, вред детям.

Человек, который замышляет развод, пусть представит состояние своих детей, которые будут оторваны от родной матери или же от отца.

Свидетельством этому является хадис Пророка (мир ему и благословение), который сказал: «Всевышний не дозволил более ненавистное для Себя, нежели талак (развод)».
Что же может послужить причиной развода? Причиной может быть исключительно тот случай, когда супруга даёт повод усомниться в её верности.

Когда супруг беспокоится и у него есть веские причины полагать, что она общается с посторонним мужчиной, вплоть до близости. Если такие факты существуют, то это, конечно, веская причина, дающая право на развод. В хадисе так сказано: «Женщине развод не дают, кроме как по подозрению в её измене».

Это один из редких случаев нравственной деградации женщины.

А что касается других случаев, то они должны быть исключены, поскольку не могут быть причинами для развода. За исключением, конечно, если, например, супруга уклоняется от исполнения предписаний религии Всевышнего, проявляет небрежность в отношении велений и запретов Аллаха.

В этом случае тоже развод допустим после применения определённых методов воздействия на супругу. Первый метод – это добрая подсказка, проповедь.

Если это не возымело действия, то нужно в достаточно резкой и категоричной форме разъяснить супруге её обязанности, если и это не помогает, то обделить в ложе, можно повысить голос, если это необходимо, всё это гораздо лучше, чем развод. Развод – крайняя мера.

Ибо в хадисе сказано: «Мы не имеем право причинять вред ни себе, ни другим». Человек, разрушая семью, должен помнить, что обе стороны страдают, они терпят убыток: и материальный и моральный.

Ещё при выборе супруги, молодой человек должен думать о том, чтобы с ней не пришлось разводиться. Должен выбирать так, чтобы вопрос развода вообще не возникал.

Нельзя думать: «Женюсь, а если не понравится, я её отправлю». К сожалению, есть и такие случаи.

Мусульманин отличается тем, что во всех сферах жизни руководствуется словом Всевышнего, Его велениями и Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Когда ты не испытываешь каких-то эмоциональных состояний, придерживаться норм Шариата, конечно же, легче.

Но твоя покорность, верность Аллаху проходят испытания именно тогда, когда ты весь в эмоциях, когда раздражён, ведь именно в такой момент должен сделать правильный выбор и сказать: «Я – мусульманин, я должен следовать нормам и принципам моей религии именно тогда, когда я в таком эмоциональном состоянии!» А не выплюнуть из уст эти слова развода, после которых обязательно оба же сожалеют.

Махр

Нормы семейного права Ислама и сам процесс бракосочетания устроены таким образом, чтобы гарантировать максимальную прочность семье. Почему Всевышний не предоставил одинаковое право как мужчинам, так и женщинам разводиться? Для того чтобы сохранить брак, потому что женщины отличаются эмоциональностью, необдуманностью.

Ислам предписывает материальное вознаграждение от мужа, то есть от жениха, которое он предоставляет за согласие своей будущей супруги – махр. Махр – это право женщины, которое материально закрепляет брак.

Аллах предписал махр, чтобы мужчина, прежде чем развестись, задался вопросом: «Надо ли мне разводиться? Я же столько денег в качестве махра отдал ей, если я так буду менять жён – я прожить не смогу!» Вот смысл предписания махра в нашей религии.

Другой вопрос – почему женщина не может, не вольна выдавать себя замуж? Известно, что относительно мужчины женщина слабее, не бывает так, чтобы женщина могла воспользоваться мужчиной, а бывает часто, что мужчина пытается воспользоваться слабостью женщины.

И поэтому в нашей религии со стороны женщины выступает её опекун с целью у вступающего в брак мужчины вызвать наибольшую ответственность. Брак заключается между женихом и опекуном невесты. Для того чтобы жених знал, что она не одна, за её спиной есть опекуны, перед которыми он ответственен. Так предписано Всевышним, чтобы защитить права женщин от посягательства со стороны мужчин.

Законы нашей религии совершенны. К примеру, стал известен такой факт, что создавая законы, особенно касающиеся личных прав, семейных вопросов, французские законодатели в своё время использовали… ханафитский фикх. Когда Наполеон был в Египте, он увёз оттуда целую энциклопедию шариатской юриспруденции. Сегодня французы, не зная об этом, пользуются гуманностью Шариата.

Слова развода бывают разными

Развод происходит тогда, когда муж говорит в адрес супруги слова развода. Слова развода бывают разными, бывают слова, прямо указывающие на развод, и бывают такие, которые лишь косвенно указывают на него. Прямо указывающие слова: «Я с тобой развожусь, я тебе дал развод!» или же «Я тебе дал талак!».

когда муж адресует их своей жене. От того, что муж жене скажет «развод, развод!» или «талак, талак!» развод не совершится. То есть должно быть сказано предложение. Если муж говорит: «Я тебе дал талак» или «Я тебе объявил развод», то это будут слова, которые прямо указывают на развод.

Когда мужчина прямо адресует их своей супруге, происходит развод. За исключением того случая, когда муж сказал их под угрозой смерти – тогда развод недействителен.

Не играйте лишний раз этими словами! Когда муж адресует супруге слова развода, прямо указывающие на него, развод происходит независимо от того, был он намерен давать развод или нет.

Но если речь идёт о других словах, которые могут подразумевать не только развод, например: «уходи отсюда, возвращайся к своим родителям, я тебя отпускаю…», то они могут иметь двоякий смысл, и в таком случае судьёю становится сам автор этих слов. Если он произнёс их с намерением развестись, то развод считается совершённым.

А если он сказал так не с целью развода, а в ходе ссоры, будучи в гневе, то несёт полную ответственность перед Аллахом, Которому известно его истинное намерение.

Здесь рассматривается не общее желание, а желание именно в тот момент, когда он эти слова выговаривал и был намерен дать развод – этого достаточно, чтобы развод состоялся.

Порядок развода

У развода также есть свой порядок, который продиктован нам Сунной Пророка (мир ему и благословение). Если уж разводиться, то нужно знать, что есть Сунна Пророка (мир ему и благословение), согласно которой происходит этот развод. Есть развод «сунний» и «биий».

Иначе говоря, развод, который человек может объявить, и при этом ещё совершить грех. Если он даже вынужден разводиться, человек может разводиться так, чтобы он соответствовал Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Бывает и так, что разводясь в определённое время человек, совершает большой грех.

Например, давать развод женщине, находящейся в состоянии критических дней, Шариат запрещает, потому что, когда муж объявляет супруге развод в период критических дней, они не входят в тот срок, который женщина должна выждать для того, чтобы иметь право выйти замуж за другого человека.

После того как женщина получает развод, она вступает в определённый период, который называется «идда». Это срок в три периода между критическими днями. Если же муж дает ей развод в период критических дней, то её срок увеличивается.

Обратите внимание, чтобы срок её идды не удлинять, Ислам запретил мужу давать развод в период критических дней!

Также нельзя давать развод, если ты по окончании критических дней вступил в интимную близость со своей супругой. Потому что этот период также не засчитывается для её срока. Также Ислам очень строго порицает объявлять развод беременной женщине. В период беременности и критических дней развод давать – харам! Но если кто-то развёлся, то этот развод считается действительным.

Поступайте по Сунне Пророка (мир ему и благословение) и Корану. Развод несёт в себе не только сам факт развода, но и возможный метод воздействия на супругу. Может случиться так, что в процессе развода передумаешь, и поэтому Аллах дал возможность троекратного, постепенного развода Глупо давать сразу троекратный развод, и это противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Возникла сложная ситуация, но ещё есть надежда, что семья сохранится: муж даёт жене один развод. После этого супруга вступает в срок идды, но она ещё находится в его доме, под его опекой, они обдумывают будущее.

Женщина ещё не освободилась, и муж, пока эти три очищения (месяца) не истекли, имеет полное право без возобновления никяха сказать супруге, желательно при свидетелях: «Я тебя возвращаю в супружество, я тебя оставляю своей супругой!». После чего действие такого развода аннулируется.

Хотя на счету у мужа остаются только два развода. А если же ты все эти три месяца муж молчал, и после того, как она очистится от третьих критических дней, даёт ей развод, женщина становится свободной. Без её разрешения муж уже не сможет на ней жениться. Но с её согласия он может на ней заново жениться.

Такая же история, если муж дал два развода. Иными словами, в таких случаях ещё сохраняется шанс возобновить брак.

Но когда уже был дан третий развод, мужчина может окончательно распрощаться со своей супругой: она для него не дозволена до тех пор, пока, возможно, не произойдёт так, что она выйдет замуж за другого и снова разведётся, пройдёт срок идды – и только потом он может жениться на ней!

Пьяный развод

Ещё хочу сказать о разводе в состоянии опьянения, после которого, к примеру, муж говорит: «Нет, я ничего не помню…». Если же человек был невменяем по причине его добровольного опьянения – выпил и не помнит, что говорит, но дал разводы, то эти разводы действуют.

Потому что, хоть он развод дал не по своей воле, будучи пьяным, но выпил-то он по своей воле! Любой светский закон здесь берёт пример с шариатского закона, любой светский закон также сильнее наказывает человека, совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Его не освобождают от ответственности перед законом и Шариат не освобождает. Поэтому не надейтесь, о люди, которые выпили и дали развод: если уж сказали слова развода, то они действуют. И это обстоятельство не смягчающее, а наоборот – отягчающее.

Нам нельзя пить, алкоголь – это яд, он разрушает семьи, больше всего разводов возникает именно по причине этой мерзости!

Плюсов больше, чем минусов

И в конце я ещё раз хочу сказать по поводу отношений между супругами. Полноценно совершенных людей не бывает: ни мужчин, ни женщин. А друг другу оценку нужно давать общую. Молодой человек, в порыве гнева, увидев какой-то недостаток в своей супруге, ставит на ней крест.

Он разведётся с ней, возьмёт другую: так уже придётся два крестика ставить… возьмёт третью … Нужно давать друг другу общую объективную оценку. Этому нас учит хадис: «Пусть не презирает верующий мужчина верующую женщину, если ему один нрав не нравится, понравится другой».

Надо уметь ставить на весы её плюсы и минусы: ведь обязательно плюсов окажется больше. Обязательно она – хорошая домохозяйка, обязательно она что-то хорошо делает. Знай, что если ты разведёшься и будешь искать другую, то найдешь ту, в которой будет ещё больше недостатков. Потому что –ещё раз повторяю! – ни мужчин, ни женщин совершенных не бывает.

Поэтому давайте будем следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение), взвешивать недостатки и положительные стороны, и поощрять положительные качества друг друга!

Дай Аллах, чтобы никому из нас не приходилось произносить слова развода, чтобы семьи у нас были крепкие! Если у нас в семьях не будет порядка, не будет порядка и в нашей религии. Если семья, как на пороховой бочке, ты смиренно полноценную молитву не совершишь! Поэтому надо воспитывать своих детей, жён и держать в порядке свои семьи. Амин.

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/22848

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.