Развод в исламе по инициативе жены

Содержание

Фатва. Процедура развода по инициативе жены в немусульманских странах

Развод в исламе по инициативе жены

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Прежде чем отметим, что отношения между мужем и женой должны основываться на спокойствии, любви и милосердии, как сказал Всевышний Аллах:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Коран, 32: 21).

Спокойствие (сакан), любовь (мавадда) и милосердие (рахма) – очень важные понятия в исламе, в которых выражаются основные идеалы исламского брака.

Помня об этом, муж и жена обязаны стараться быть друг для друга источником спокойствия и в меру возможностей избегать споров.

Они должны прилагать физические, эмоциональные и духовные усилия, чтобы их партнер чувствовал себя счастливо и спокойно. А развод должен быть последней инстанцией.

Приведенный Вами случай не является правомочной формой хуль (развода), когда женщина освобождает себя от мужа, вернув ему полученное ею приданое или его эквивалент. Ситуация, упомянутая в вопросе, является одной из форм аннулирования (брака), но чтобы получить настоящий развод, необходимо соблюсти определенные процедуры.

На Ваш вопрос отвечает шейх Абдулла Аль-Джудаи, член Европейского совета по фатвам и исследованиям:

«1. То, что произошло, не является правомочной формой хуля, поскольку хуль считается состоявшимся лишь тогда, когда женщина сначала возвращает мужу полученное ею приданое или его эквивалент, затем говорит «отпусти меня посредством хуля» и он на это соглашается.

2. Упомянутая здесь ситуация является формой аннулирования, поскольку муж отказался развестись с женой и имам центра уладил дело, решив тем самым задачу, которую никто не вправе решать, кроме правителя. В роли этого правителя могут выступать судья, султан или два арбитра, которые пытаются примирить супругов и могут развести их в случае, если примирение не будет достигнуто.

3. Имам исламского центра в стране (регионе), где нет судов, работающих в соответствии с исламским Шариатом, считается судьей в том случае, если так решили мусульмане этой страны или региона.

4. Я считаю, что в этом и подобных случаях необходимо соблюдение следующих процедур:

а. Супруги должны прибегнуть к помощи двух мусульманских арбитров – одного со стороны мужа, а другого – со стороны жены, даже если муж не согласен. Всемогущий Аллах говорит:

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Коран, 4: 35).

Если примирение не достигнуто, эти два арбитра могут развести супругов.

б. Если это трудно реализуемо и жена находится в стране, где есть исламская судебная система, она не должна выезжать за ее пределы. Это возможно в некоторых случаях, особенно, как нам известно, если брак зарегистрирован в исламской стране. Жена может сделать это в исламских странах даже по доверенности.

в. Если жена не имеет другой альтернативы, кроме как прибегнуть к гражданскому праву страны, в которой она находится, такой шаг вполне приемлем, даже если судья – немусульманин.

Принуждение мужа отозвать брачный контракт исполняется посредством двух арбитров или правителя, так что если арбитраж из двух арбитров или мусульманский правитель отсутствуют, можно прибегнуть к немусульманскому правителю (судье).

Ранее Европейский совет по фатвам и исследованиям уже принял решение о расторжении брака по решению судьи-немусульманина:

«В целом, мусульманин должен доверять свои дела только мусульманскому судье или кому-либо, кто действует от его имени. Тем не менее, из-за отсутствия исламской судебной системы в немусульманских странах мусульмане, которые заключали брак по законодательству этих стран, могут также принимать решение о разводе, изданное немусульманским судьей.

Мусульманин, который заключил свой брачный договор в соответствии с неисламскими законами, принимает и все остальные его правила, в том числе и то, что брачный договор отменяется только через суд.

Это можно считать разрешением со стороны мужа, что допустимо в Шариате согласно мнению большинства ученых, даже если он не сказал об этом, ибо есть юридическое правило, которое гласит: «Что общепринято, то предусмотрено».

Кроме того, выполнение судебных решений, даже если они не являются исламскими, допустимо, поскольку это может рассматриваться как своего рода сохранение интересов во избежание зла и хаоса. Об этом говорили многие известные ученые, такие как Аль-Изз ибн Абду-Салам, Ибн Таймия и Аш-Шатиби.

г. Как и в описанном случае, жена должна убедиться, что, выполняя решение судьи, она не делает ничего, что противоречит Шариату.

Она должна проконсультироваться с достойным доверия ученым относительно решения, принятого немусульманским судьей, и уточнить у этого ученого все соответствующие обстоятельства, поскольку судья может постановить что-либо непозволительное, например, компенсации, которые судебная система иногда преувеличивает. Она должна сделать так, чтобы убедиться, что она не поступила против закона ее религии».

Всевышний Аллах знает лучше.

Источник: https://islam.plus/ru/fatwa/sema/talak-razvod/procedura-razvoda-po-iniciative-zeny-v-nemusulmanskih-stranah

Расторжение брака и вытекающие из этого правовые решения

Развод в исламе по инициативе жены

При создании семьи в большинстве случаев делают такое дуа: «Пусть Аллах состарит вас вместе». Стороны должны приложить все усилия для сохранения своего брака на протяжении всей жизни.

Но все же иногда браки распадаются.

В основном расторжение брачных уз происходит путем развода, но иногда акт бракосочетания может быть аннулирован и на стадии его заключения вследствие выявления недостатков.

I. АННУЛИРОВАНИЕ АКТА БРАКОСОЧЕТАНИЯ

В основе своей брак является актом, который не может быть расторгнут сторонами. Однако в некоторых случаях брак может быть аннулирован на стадии заключения из-за выявленных недостатков, а иногда из-за возникновения причин, препятствующих его продолжению.

Поскольку аннулирование акта бракосочетания и развод подчиненыразным правовым решениям, то большое значение имеет правильное распознание того, чем является расставание, расторжением акта бракосочетания или разводом. Опираясь на 229-230 аяты суры «Аль-Бакара», исламское право признает троекратный развод.

Расставание же, произошедшеевследствие аннулирования акта бракосочетания, не входит в это число.Некоторые из причин аннулирования акта бракосочетания являются субъективными. Возможны различные оценки данного события в качестве причин для аннулирования брака.

Например, если девушка вышла замуж без разрешения опекуна, то опекун может претендовать на аннулирование данного акта, ссылаясь на неравенство между супругами или же на более низкий по сравнению общепринятым размер махра.

В подобных субъективных вопросах для определения того, является ли та или иная ситуация причиной для аннулирования акта, в качестве условия было принято наличие судебного решения.

Браки, которые могут быть аннулированы по решению суда, до момента вынесения решения считаются законными, вследствие чего все события, происходящие в этот период, влекут за собой правовые решения, вытекающие из нормального акта бракосочетания. Например, опекун девушки, вышедшей без его разрешения замуж, выразилсвое несогласие с браком, а до вынесения судебного решения один из супругов скончался. В этом случае оставшийся в живых супруг/супруга становится его законным наследником.

II. РАЗВОД И ЕГО ВИДЫ

В арабском языке развод обозначается словом «таляк». В книгах по фикху термин «таляк» обозначает как сам развод, так и слова и выражения, которые в прямом смысле или косвенно указывают на расторжение брачных уз.
1. Развод с точки зрения соответствия сунне
«Сунни таляк» – это развод, соответствующий сунне, а «бидайи таляк» – это развод, противоречащий сунне. Термин «бидайи таляк» указывает на те формы развода, которые не соответствуют установленным исламом принципам и правилам. По мнению ханафитского мазхаба, сунни таляк делится на два вида: хасан (хороший) и ахсан (наилучший).При разводе «ахсан» мужчина во время чистого периода (свободного от менструации) дает жене однократный развод и до окончания срока идда (срок, который необходимо выждать женщине после развода) не вступает с ней в интимную близость и не дает ей повторного развода. При разводе «хасан» мужчина после первого развода во втором и третьем чистом периоде повторяет свое желание развестись. Таким образом, во время трех чистых периодов мужчина дает своей жене троекратный развод.

«Бидайи таляк» это развод, не соответствующий вышеуказанным нормам. Развод, данный женщине во время месячных, в чистый период после вступления с женщиной в интимную связь, а также двукратный или трехкратный развод, данный в один чистый период, является разводом, противоречащим сунне.

2. Развод с точки зрения наличия или отсутствия у мужа права вернуть свою жену («раджи-таляк» и «баин-таляк»)
Развод, при котором муж имеет право до окончания срока идда односторонним волеизъявлением отказаться от развода и вернуть свою жену, именуется «раджи таляк». Слово «раджи» означает возвращение.
Раджи-таляк становится возможным после брачной ночи, осуществляется путем использования слов и выражений, открыто указывающих на развод. При этом должна отсутствовать договоренность о разводе за вознаграждение и число разводов не должно достигать трех. Муж до истечениясрока идда в одностороннем порядке имеет право отказаться от развода, это может быть выражено как в устной форме, так и действиями (поцелуй,объятия, интимная близость).

При баин-таляк мужчина в одностороннем порядке не сможет продолжить прежний никах. Стороны смогут продолжить брачные отношения только при обоюдном согласии путем заключения нового брака.

3. Развод за вознаграждение (мухаляа)В исламе право развода закреплено за мужчиной. Поэтому, особенно в мазхабе Ханафи, возможности женщины по разводу без согласия мужчины весьма ограничены. Женщина, чтобы получить согласие мужа на развод, может выплатить ему вознаграждение. Мухаляа (развод за вознаграждение)относится к категории баин-таляк.

4. Развод по решению суда

В исламском праве женщина может расторгнуть брак в одностороннем порядке, обратившись в суд. Ниже перечислены ситуации, при которых суд обеспечивает женщине право расторжения брака:

а) наличие у мужа определенных недостатков.

Основными недостатками мужчины, вследствие которых женщина может потребовать развод, являются заболевания половой системы, препятствующие нормальной половой жизни. К числу таких недостатков относятся и умственные расстройства, а также проказа.

В других мазхабах количество недостатков, позволяющих женщине требовать развода гораздо больше, чем в мазхабе Ханафи, и кроме того, по тем же самым причинам мужчина может развестись со своей женой.

б) отсутствие материального обеспечения.

Если мужчина не в состоянии обеспечивать свою жену средствами к существованию, женщина, обратившись в суд, может потребовать развода.

в) плохое отношение.

Иногда продолжение семейной жизни может угрожать здоровью женщины. В этом случае женщина имеет право обратиться в суд и потребовать расторжения брака.

5. Лиан (развод вследствие призвания проклятий)

Лиан является особым методом, к которому прибегают муж и жена в том случае, когда муж обвиняет свою жену в прелюбодеянии, но не может этого доказать с помощью четырех свидетелей.Обвинение в прелюбодеянии может быть выражено в устной форме или же в форме непризнания своим рожденного ребенка. Поклявшись четырежды Аллахом в своей правоте, муж призывает проклятие на себя, если он лжет. В случае если жена не признает своей вины, совершается такаяже процедура, которая подробно раскрывается в 6-9 аятах суры «Нур», и судья выносит решение о расторжении брака после выполнения процедуры.

6. Илля (развод в результате данной клятвы)

Развод «илля» означает клятву женатого мужчины о невступлении в половую связь со своей женой в течение четырех месяцев или большего срока.Таким образом, мужчина совершает ила, говоря своей жене «клянусь Аллахом, я не вступлю с тобой в половые отношения» или «клянусь Аллахом, я в течение четырех месяцев не буду вступать с тобой в половые отношения» или же «если я вступлю с тобой в половые отношения, то пустьсовершение хаджа станет для меня долгом».Если мужчина, совершивший ила, желает продолжения брака, то он до того, как истекут четыре месяца с момента клятвы, должен нарушить данную клятву, вступив с женой в интимную связь.Если он не нарушит данной клятвы в течение четырех месяцев, то этот брак автоматически будет расторгнут. Если же он нарушит данную клятву до истечения четырех месяцев, то брак будет сохранен, а за нарушение клятвы необходимо будет выплатить искупление.

7. Зихар (развод вследствие уподобления жены матери)

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет права заключать брак. Зихар происходит, например, когда муж скажет супруге: «Твоя спина для меня подобна спине моей матери (или сестры и т. п.)».

Развода не происходит, если муж сравнивает жену с частями тела женщины, являющейся для него временным махрамом (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж с намерением оказать свое почтение скажет жене: «Ты мне какмать», то это не будет считаться зихаром.

III.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА. ПЕРИОД ИДДА

С расторжением брака стороны расстаются друг с другом. После развода для женщины наступает период, являющийся препятствием для брака, этот период называется «идда». Срок идда в особых случаях может стать причиной некоторых ограничений и для мужчины.

В данном случае нужно принимать во внимание срок идда, ношение женщиной траура и ее материальное обеспечение. Если брак был закончен в результате смерти мужа или развода, и незадолго до этого между супругами имела место интимная близость, то дляженщины наступает период, в течение которого она не может снова выйти замуж, этот период называется идда.

Рожденный в этот период ребенок будет законнорожденным.

С одной стороны, идда обеспечивает возможность точно понять, является ли женщина беременной или нет, предотвратив таким образом появление сплетен и кривотолков, а с другой стороны, предоставляет разошедшимся супругам возможность оценить ситуацию и обдумать возможность возврата к совместной семейной жизни. В случае же смерти мужа это будет для женщины неким периодом траура.

1. Срок идда после смерти мужа

После смерти мужа женщина не может выйти замуж за другого человека, пока не закончится срок идда. В случае, если она не является беременной, это четыре месяца и десять дней. («Аль-Бакара», 2/234) Срок ожидания беременной женщины, муж которой умер, заканчивается с рождением ребенка («ат-Таляк», 65/4).

2. Срок идда при разводе

Здоровые небеременные женщины с точки зрения срока ожидания делятся на две категории: женщины, у которых возникают месячные, и женщины, у которых наступила менопауза.

Если развод произошел после уединения или интимной близости, то срок ожидания для небеременной женщины, у которой возникают месячные, составляет три менструальных цикла. Если же у женщины наступила менопауза, то срок идда составляет три месяца.

(«Аль-Бакара», 2/228; «Ат-Таляк»,65/4) Если женщина развелась во время месячных, то этот период не входит в срок ожидания. Если разведенная женщина беременна, то срок идда заканчивается с рождением ребенка.

(«ат-Таляк», 65/4)В случае, когда развод состоялся до того, как супруги остались один на один, срока ожидания нет.(«Аль-Ахзаб», 33/49)

3. Срок идда, связанный с недействительным актом бракосочетания или сомнительным половым актом

Хотя недействительный акт бракосочетания и не дает право на совместное проживание, но может случиться так, что стороны, заключившие его, некоторое время жили вместе. Мужчина и женщина должны немедленно расстаться. Интимные отношения, которые могли иметь место, являются сомнительными. В любом случае женщина должна будет ждать такой же срок, как и при разводе.

4. Срок идда и траур

Женщина, муж которой скончался, до окончания срока идды не должна прихорашиваться, накладывать макияж, использовать парфюмерию, и в том числе хну, красить волосы и надевать праздничную одежду.

В книгах по фикху для обозначения этого состояния скорби, испытываемого женщиной из-за смерти мужа, используется термин «хыдад» (траур). По мнению мазхаба Ханафи, женщина, которая была разведена со своим мужем троекратным разводом, обязана соблюдать те же условия, что и при трауре.

Женщине, которая была разведена со своим мужем с правом возврата, рекомендуется украшаться и стараться привлечь к себевнимание бывшего мужа.

Женщина, выжидающая необходимый срок после смерти мужа или после развода, на всем протяжении срока идда остается в том доме, где она жила с мужем до его смерти или развода. Особенно ночи она не должна проводить в других местах.

5. Срок идда и обеспечение средствами существования

В отношении того, обязан ли муж обеспечивать бывшую жену средствами к существованию и местом проживания во время срока идда, существуют разногласия. Женщина, которая выжидает необходимый срок после смерти своего мужа, не имеет права на материальное обеспечение и обеспечение жильем.

Обязанность же женщины по проживанию на протяжении всего срока идды в том доме, где она жила с мужем до его смерти, ограничена согласием на это наследников. Здесь нужно учесть, оставлено ли ей в наследство достаточное количество жилплощади, необходимой для проживания.

По мнению мазхаба Ханафи, женщина, которая выжидает срок идда, обладает правом на материальное обеспечение и обеспечение жильем.

На протяжении срока идда она продолжает жить в том же доме, в котором она жила до развода, и, как и во время замужества, обязанности по ее материальному содержанию несет на себе ее бывший муж.
„Будь сильным, не проявляя суровости, и будь мягким, не проявляя слабости.“ — Умар ибн аль-Хаттаб

Источник: http://islam-risalyat.ru/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%B2%D1%8B%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D1%8D%D1%82%D0%BE/

Всё, что мы должны знать о разводе

Развод в исламе по инициативе жены

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу.

И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е.

, они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.

Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е.

, они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

 Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев».

В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю  ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого.

Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба.

Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого.

Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.

Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его   следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения.

Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг.

Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе.

Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом.

Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е.

, «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод.

Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова.

Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза “я с тобой развожусь”, при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод.

Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод.

К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д.

, в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма.

Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении.

На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения.

Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда   один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась.

Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита.

Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав.

Он сказал: “Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела.

Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей”. Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод.

Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно.

Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43501

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.