Развод по сунне

Содержание

Всё, что мы должны знать о разводе

Развод по сунне

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу.

И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е.

, они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.

Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е.

, они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

 Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев».

В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю  ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого.

Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба.

Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого.

Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.

Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его   следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения.

Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг.

Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе.

Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом.

Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е.

, «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод.

Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова.

Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза “я с тобой развожусь”, при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет.

Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод.

Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод.

К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д.

, в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма.

Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении.

На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения.

Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда   один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась.

Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита.

Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав.

Он сказал: “Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела.

Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей”. Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод.

Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно.

Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Источник: http://islam.ru/content/veroeshenie/43501

Разбитая семья

Развод по сунне

Развод в Исламе – это чрезвычайная мера. И без определённого повода давать развод по Шариату – это макрух, карахат тахрим. То есть он является нежелательным, близким к хараму.

Без какого-либо повода давать развод супруге запрещено, потому что это причиняет боль, материальный ущерб, вред детям.

Человек, который замышляет развод, пусть представит состояние своих детей, которые будут оторваны от родной матери или же от отца.

Свидетельством этому является хадис Пророка (мир ему и благословение), который сказал: «Всевышний не дозволил более ненавистное для Себя, нежели талак (развод)».
Что же может послужить причиной развода? Причиной может быть исключительно тот случай, когда супруга даёт повод усомниться в её верности.

Когда супруг беспокоится и у него есть веские причины полагать, что она общается с посторонним мужчиной, вплоть до близости. Если такие факты существуют, то это, конечно, веская причина, дающая право на развод. В хадисе так сказано: «Женщине развод не дают, кроме как по подозрению в её измене».

Это один из редких случаев нравственной деградации женщины.

А что касается других случаев, то они должны быть исключены, поскольку не могут быть причинами для развода. За исключением, конечно, если, например, супруга уклоняется от исполнения предписаний религии Всевышнего, проявляет небрежность в отношении велений и запретов Аллаха.

В этом случае тоже развод допустим после применения определённых методов воздействия на супругу. Первый метод – это добрая подсказка, проповедь.

Если это не возымело действия, то нужно в достаточно резкой и категоричной форме разъяснить супруге её обязанности, если и это не помогает, то обделить в ложе, можно повысить голос, если это необходимо, всё это гораздо лучше, чем развод. Развод – крайняя мера.

Ибо в хадисе сказано: «Мы не имеем право причинять вред ни себе, ни другим». Человек, разрушая семью, должен помнить, что обе стороны страдают, они терпят убыток: и материальный и моральный.

Ещё при выборе супруги, молодой человек должен думать о том, чтобы с ней не пришлось разводиться. Должен выбирать так, чтобы вопрос развода вообще не возникал.

Нельзя думать: «Женюсь, а если не понравится, я её отправлю». К сожалению, есть и такие случаи.

Мусульманин отличается тем, что во всех сферах жизни руководствуется словом Всевышнего, Его велениями и Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Когда ты не испытываешь каких-то эмоциональных состояний, придерживаться норм Шариата, конечно же, легче.

Но твоя покорность, верность Аллаху проходят испытания именно тогда, когда ты весь в эмоциях, когда раздражён, ведь именно в такой момент должен сделать правильный выбор и сказать: «Я – мусульманин, я должен следовать нормам и принципам моей религии именно тогда, когда я в таком эмоциональном состоянии!» А не выплюнуть из уст эти слова развода, после которых обязательно оба же сожалеют.

Махр

Нормы семейного права Ислама и сам процесс бракосочетания устроены таким образом, чтобы гарантировать максимальную прочность семье. Почему Всевышний не предоставил одинаковое право как мужчинам, так и женщинам разводиться? Для того чтобы сохранить брак, потому что женщины отличаются эмоциональностью, необдуманностью.

Ислам предписывает материальное вознаграждение от мужа, то есть от жениха, которое он предоставляет за согласие своей будущей супруги – махр. Махр – это право женщины, которое материально закрепляет брак.

Аллах предписал махр, чтобы мужчина, прежде чем развестись, задался вопросом: «Надо ли мне разводиться? Я же столько денег в качестве махра отдал ей, если я так буду менять жён – я прожить не смогу!» Вот смысл предписания махра в нашей религии.

Другой вопрос – почему женщина не может, не вольна выдавать себя замуж? Известно, что относительно мужчины женщина слабее, не бывает так, чтобы женщина могла воспользоваться мужчиной, а бывает часто, что мужчина пытается воспользоваться слабостью женщины.

И поэтому в нашей религии со стороны женщины выступает её опекун с целью у вступающего в брак мужчины вызвать наибольшую ответственность. Брак заключается между женихом и опекуном невесты. Для того чтобы жених знал, что она не одна, за её спиной есть опекуны, перед которыми он ответственен. Так предписано Всевышним, чтобы защитить права женщин от посягательства со стороны мужчин.

Законы нашей религии совершенны. К примеру, стал известен такой факт, что создавая законы, особенно касающиеся личных прав, семейных вопросов, французские законодатели в своё время использовали… ханафитский фикх. Когда Наполеон был в Египте, он увёз оттуда целую энциклопедию шариатской юриспруденции. Сегодня французы, не зная об этом, пользуются гуманностью Шариата.

Слова развода бывают разными

Развод происходит тогда, когда муж говорит в адрес супруги слова развода. Слова развода бывают разными, бывают слова, прямо указывающие на развод, и бывают такие, которые лишь косвенно указывают на него. Прямо указывающие слова: «Я с тобой развожусь, я тебе дал развод!» или же «Я тебе дал талак!».

когда муж адресует их своей жене. От того, что муж жене скажет «развод, развод!» или «талак, талак!» развод не совершится. То есть должно быть сказано предложение. Если муж говорит: «Я тебе дал талак» или «Я тебе объявил развод», то это будут слова, которые прямо указывают на развод.

Когда мужчина прямо адресует их своей супруге, происходит развод. За исключением того случая, когда муж сказал их под угрозой смерти – тогда развод недействителен.

Не играйте лишний раз этими словами! Когда муж адресует супруге слова развода, прямо указывающие на него, развод происходит независимо от того, был он намерен давать развод или нет.

Но если речь идёт о других словах, которые могут подразумевать не только развод, например: «уходи отсюда, возвращайся к своим родителям, я тебя отпускаю…», то они могут иметь двоякий смысл, и в таком случае судьёю становится сам автор этих слов. Если он произнёс их с намерением развестись, то развод считается совершённым.

А если он сказал так не с целью развода, а в ходе ссоры, будучи в гневе, то несёт полную ответственность перед Аллахом, Которому известно его истинное намерение.

Здесь рассматривается не общее желание, а желание именно в тот момент, когда он эти слова выговаривал и был намерен дать развод – этого достаточно, чтобы развод состоялся.

Порядок развода

У развода также есть свой порядок, который продиктован нам Сунной Пророка (мир ему и благословение). Если уж разводиться, то нужно знать, что есть Сунна Пророка (мир ему и благословение), согласно которой происходит этот развод. Есть развод «сунний» и «биий».

Иначе говоря, развод, который человек может объявить, и при этом ещё совершить грех. Если он даже вынужден разводиться, человек может разводиться так, чтобы он соответствовал Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Бывает и так, что разводясь в определённое время человек, совершает большой грех.

Например, давать развод женщине, находящейся в состоянии критических дней, Шариат запрещает, потому что, когда муж объявляет супруге развод в период критических дней, они не входят в тот срок, который женщина должна выждать для того, чтобы иметь право выйти замуж за другого человека.

После того как женщина получает развод, она вступает в определённый период, который называется «идда». Это срок в три периода между критическими днями. Если же муж дает ей развод в период критических дней, то её срок увеличивается.

Обратите внимание, чтобы срок её идды не удлинять, Ислам запретил мужу давать развод в период критических дней!

Также нельзя давать развод, если ты по окончании критических дней вступил в интимную близость со своей супругой. Потому что этот период также не засчитывается для её срока. Также Ислам очень строго порицает объявлять развод беременной женщине. В период беременности и критических дней развод давать – харам! Но если кто-то развёлся, то этот развод считается действительным.

Поступайте по Сунне Пророка (мир ему и благословение) и Корану. Развод несёт в себе не только сам факт развода, но и возможный метод воздействия на супругу. Может случиться так, что в процессе развода передумаешь, и поэтому Аллах дал возможность троекратного, постепенного развода Глупо давать сразу троекратный развод, и это противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение).

Возникла сложная ситуация, но ещё есть надежда, что семья сохранится: муж даёт жене один развод. После этого супруга вступает в срок идды, но она ещё находится в его доме, под его опекой, они обдумывают будущее.

Женщина ещё не освободилась, и муж, пока эти три очищения (месяца) не истекли, имеет полное право без возобновления никяха сказать супруге, желательно при свидетелях: «Я тебя возвращаю в супружество, я тебя оставляю своей супругой!». После чего действие такого развода аннулируется.

Хотя на счету у мужа остаются только два развода. А если же ты все эти три месяца муж молчал, и после того, как она очистится от третьих критических дней, даёт ей развод, женщина становится свободной. Без её разрешения муж уже не сможет на ней жениться. Но с её согласия он может на ней заново жениться.

Такая же история, если муж дал два развода. Иными словами, в таких случаях ещё сохраняется шанс возобновить брак.

Но когда уже был дан третий развод, мужчина может окончательно распрощаться со своей супругой: она для него не дозволена до тех пор, пока, возможно, не произойдёт так, что она выйдет замуж за другого и снова разведётся, пройдёт срок идды – и только потом он может жениться на ней!

Пьяный развод

Ещё хочу сказать о разводе в состоянии опьянения, после которого, к примеру, муж говорит: «Нет, я ничего не помню…». Если же человек был невменяем по причине его добровольного опьянения – выпил и не помнит, что говорит, но дал разводы, то эти разводы действуют.

Потому что, хоть он развод дал не по своей воле, будучи пьяным, но выпил-то он по своей воле! Любой светский закон здесь берёт пример с шариатского закона, любой светский закон также сильнее наказывает человека, совершившего преступление в состоянии алкогольного опьянения.

Его не освобождают от ответственности перед законом и Шариат не освобождает. Поэтому не надейтесь, о люди, которые выпили и дали развод: если уж сказали слова развода, то они действуют. И это обстоятельство не смягчающее, а наоборот – отягчающее.

Нам нельзя пить, алкоголь – это яд, он разрушает семьи, больше всего разводов возникает именно по причине этой мерзости!

Плюсов больше, чем минусов

И в конце я ещё раз хочу сказать по поводу отношений между супругами. Полноценно совершенных людей не бывает: ни мужчин, ни женщин. А друг другу оценку нужно давать общую. Молодой человек, в порыве гнева, увидев какой-то недостаток в своей супруге, ставит на ней крест.

Он разведётся с ней, возьмёт другую: так уже придётся два крестика ставить… возьмёт третью … Нужно давать друг другу общую объективную оценку. Этому нас учит хадис: «Пусть не презирает верующий мужчина верующую женщину, если ему один нрав не нравится, понравится другой».

Надо уметь ставить на весы её плюсы и минусы: ведь обязательно плюсов окажется больше. Обязательно она – хорошая домохозяйка, обязательно она что-то хорошо делает. Знай, что если ты разведёшься и будешь искать другую, то найдешь ту, в которой будет ещё больше недостатков. Потому что –ещё раз повторяю! – ни мужчин, ни женщин совершенных не бывает.

Поэтому давайте будем следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение), взвешивать недостатки и положительные стороны, и поощрять положительные качества друг друга!

Дай Аллах, чтобы никому из нас не приходилось произносить слова развода, чтобы семьи у нас были крепкие! Если у нас в семьях не будет порядка, не будет порядка и в нашей религии. Если семья, как на пороховой бочке, ты смиренно полноценную молитву не совершишь! Поэтому надо воспитывать своих детей, жён и держать в порядке свои семьи. Амин.

Источник: http://IslamDag.ru/verouchenie/22848

Расторжение брака и вытекающие из этого правовые решения

Развод по сунне

При создании семьи в большинстве случаев делают такое дуа: «Пусть Аллах состарит вас вместе». Стороны должны приложить все усилия для сохранения своего брака на протяжении всей жизни.

Но все же иногда браки распадаются.

В основном расторжение брачных уз происходит путем развода, но иногда акт бракосочетания может быть аннулирован и на стадии его заключения вследствие выявления недостатков.

I. АННУЛИРОВАНИЕ АКТА БРАКОСОЧЕТАНИЯ

В основе своей брак является актом, который не может быть расторгнут сторонами. Однако в некоторых случаях брак может быть аннулирован на стадии заключения из-за выявленных недостатков, а иногда из-за возникновения причин, препятствующих его продолжению.

Поскольку аннулирование акта бракосочетания и развод подчиненыразным правовым решениям, то большое значение имеет правильное распознание того, чем является расставание, расторжением акта бракосочетания или разводом. Опираясь на 229-230 аяты суры «Аль-Бакара», исламское право признает троекратный развод.

Расставание же, произошедшеевследствие аннулирования акта бракосочетания, не входит в это число.Некоторые из причин аннулирования акта бракосочетания являются субъективными. Возможны различные оценки данного события в качестве причин для аннулирования брака.

Например, если девушка вышла замуж без разрешения опекуна, то опекун может претендовать на аннулирование данного акта, ссылаясь на неравенство между супругами или же на более низкий по сравнению общепринятым размер махра.

В подобных субъективных вопросах для определения того, является ли та или иная ситуация причиной для аннулирования акта, в качестве условия было принято наличие судебного решения.

Браки, которые могут быть аннулированы по решению суда, до момента вынесения решения считаются законными, вследствие чего все события, происходящие в этот период, влекут за собой правовые решения, вытекающие из нормального акта бракосочетания. Например, опекун девушки, вышедшей без его разрешения замуж, выразилсвое несогласие с браком, а до вынесения судебного решения один из супругов скончался. В этом случае оставшийся в живых супруг/супруга становится его законным наследником.

II. РАЗВОД И ЕГО ВИДЫ

В арабском языке развод обозначается словом «таляк». В книгах по фикху термин «таляк» обозначает как сам развод, так и слова и выражения, которые в прямом смысле или косвенно указывают на расторжение брачных уз.
1. Развод с точки зрения соответствия сунне
«Сунни таляк» – это развод, соответствующий сунне, а «бидайи таляк» – это развод, противоречащий сунне. Термин «бидайи таляк» указывает на те формы развода, которые не соответствуют установленным исламом принципам и правилам. По мнению ханафитского мазхаба, сунни таляк делится на два вида: хасан (хороший) и ахсан (наилучший).При разводе «ахсан» мужчина во время чистого периода (свободного от менструации) дает жене однократный развод и до окончания срока идда (срок, который необходимо выждать женщине после развода) не вступает с ней в интимную близость и не дает ей повторного развода. При разводе «хасан» мужчина после первого развода во втором и третьем чистом периоде повторяет свое желание развестись. Таким образом, во время трех чистых периодов мужчина дает своей жене троекратный развод.

«Бидайи таляк» это развод, не соответствующий вышеуказанным нормам. Развод, данный женщине во время месячных, в чистый период после вступления с женщиной в интимную связь, а также двукратный или трехкратный развод, данный в один чистый период, является разводом, противоречащим сунне.

2. Развод с точки зрения наличия или отсутствия у мужа права вернуть свою жену («раджи-таляк» и «баин-таляк»)
Развод, при котором муж имеет право до окончания срока идда односторонним волеизъявлением отказаться от развода и вернуть свою жену, именуется «раджи таляк». Слово «раджи» означает возвращение.
Раджи-таляк становится возможным после брачной ночи, осуществляется путем использования слов и выражений, открыто указывающих на развод. При этом должна отсутствовать договоренность о разводе за вознаграждение и число разводов не должно достигать трех. Муж до истечениясрока идда в одностороннем порядке имеет право отказаться от развода, это может быть выражено как в устной форме, так и действиями (поцелуй,объятия, интимная близость).

При баин-таляк мужчина в одностороннем порядке не сможет продолжить прежний никах. Стороны смогут продолжить брачные отношения только при обоюдном согласии путем заключения нового брака.

3. Развод за вознаграждение (мухаляа)В исламе право развода закреплено за мужчиной. Поэтому, особенно в мазхабе Ханафи, возможности женщины по разводу без согласия мужчины весьма ограничены. Женщина, чтобы получить согласие мужа на развод, может выплатить ему вознаграждение. Мухаляа (развод за вознаграждение)относится к категории баин-таляк.

4. Развод по решению суда

В исламском праве женщина может расторгнуть брак в одностороннем порядке, обратившись в суд. Ниже перечислены ситуации, при которых суд обеспечивает женщине право расторжения брака:

а) наличие у мужа определенных недостатков.

Основными недостатками мужчины, вследствие которых женщина может потребовать развод, являются заболевания половой системы, препятствующие нормальной половой жизни. К числу таких недостатков относятся и умственные расстройства, а также проказа.

В других мазхабах количество недостатков, позволяющих женщине требовать развода гораздо больше, чем в мазхабе Ханафи, и кроме того, по тем же самым причинам мужчина может развестись со своей женой.

б) отсутствие материального обеспечения.

Если мужчина не в состоянии обеспечивать свою жену средствами к существованию, женщина, обратившись в суд, может потребовать развода.

в) плохое отношение.

Иногда продолжение семейной жизни может угрожать здоровью женщины. В этом случае женщина имеет право обратиться в суд и потребовать расторжения брака.

5. Лиан (развод вследствие призвания проклятий)

Лиан является особым методом, к которому прибегают муж и жена в том случае, когда муж обвиняет свою жену в прелюбодеянии, но не может этого доказать с помощью четырех свидетелей.Обвинение в прелюбодеянии может быть выражено в устной форме или же в форме непризнания своим рожденного ребенка. Поклявшись четырежды Аллахом в своей правоте, муж призывает проклятие на себя, если он лжет. В случае если жена не признает своей вины, совершается такаяже процедура, которая подробно раскрывается в 6-9 аятах суры «Нур», и судья выносит решение о расторжении брака после выполнения процедуры.

6. Илля (развод в результате данной клятвы)

Развод «илля» означает клятву женатого мужчины о невступлении в половую связь со своей женой в течение четырех месяцев или большего срока.Таким образом, мужчина совершает ила, говоря своей жене «клянусь Аллахом, я не вступлю с тобой в половые отношения» или «клянусь Аллахом, я в течение четырех месяцев не буду вступать с тобой в половые отношения» или же «если я вступлю с тобой в половые отношения, то пустьсовершение хаджа станет для меня долгом».Если мужчина, совершивший ила, желает продолжения брака, то он до того, как истекут четыре месяца с момента клятвы, должен нарушить данную клятву, вступив с женой в интимную связь.Если он не нарушит данной клятвы в течение четырех месяцев, то этот брак автоматически будет расторгнут. Если же он нарушит данную клятву до истечения четырех месяцев, то брак будет сохранен, а за нарушение клятвы необходимо будет выплатить искупление.

7. Зихар (развод вследствие уподобления жены матери)

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет права заключать брак. Зихар происходит, например, когда муж скажет супруге: «Твоя спина для меня подобна спине моей матери (или сестры и т. п.)».

Развода не происходит, если муж сравнивает жену с частями тела женщины, являющейся для него временным махрамом (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж с намерением оказать свое почтение скажет жене: «Ты мне какмать», то это не будет считаться зихаром.

III.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА. ПЕРИОД ИДДА

С расторжением брака стороны расстаются друг с другом. После развода для женщины наступает период, являющийся препятствием для брака, этот период называется «идда». Срок идда в особых случаях может стать причиной некоторых ограничений и для мужчины.

В данном случае нужно принимать во внимание срок идда, ношение женщиной траура и ее материальное обеспечение. Если брак был закончен в результате смерти мужа или развода, и незадолго до этого между супругами имела место интимная близость, то дляженщины наступает период, в течение которого она не может снова выйти замуж, этот период называется идда.

Рожденный в этот период ребенок будет законнорожденным.

С одной стороны, идда обеспечивает возможность точно понять, является ли женщина беременной или нет, предотвратив таким образом появление сплетен и кривотолков, а с другой стороны, предоставляет разошедшимся супругам возможность оценить ситуацию и обдумать возможность возврата к совместной семейной жизни. В случае же смерти мужа это будет для женщины неким периодом траура.

1. Срок идда после смерти мужа

После смерти мужа женщина не может выйти замуж за другого человека, пока не закончится срок идда. В случае, если она не является беременной, это четыре месяца и десять дней. («Аль-Бакара», 2/234) Срок ожидания беременной женщины, муж которой умер, заканчивается с рождением ребенка («ат-Таляк», 65/4).

2. Срок идда при разводе

Здоровые небеременные женщины с точки зрения срока ожидания делятся на две категории: женщины, у которых возникают месячные, и женщины, у которых наступила менопауза.

Если развод произошел после уединения или интимной близости, то срок ожидания для небеременной женщины, у которой возникают месячные, составляет три менструальных цикла. Если же у женщины наступила менопауза, то срок идда составляет три месяца.

(«Аль-Бакара», 2/228; «Ат-Таляк»,65/4) Если женщина развелась во время месячных, то этот период не входит в срок ожидания. Если разведенная женщина беременна, то срок идда заканчивается с рождением ребенка.

(«ат-Таляк», 65/4)В случае, когда развод состоялся до того, как супруги остались один на один, срока ожидания нет.(«Аль-Ахзаб», 33/49)

3. Срок идда, связанный с недействительным актом бракосочетания или сомнительным половым актом

Хотя недействительный акт бракосочетания и не дает право на совместное проживание, но может случиться так, что стороны, заключившие его, некоторое время жили вместе. Мужчина и женщина должны немедленно расстаться. Интимные отношения, которые могли иметь место, являются сомнительными. В любом случае женщина должна будет ждать такой же срок, как и при разводе.

4. Срок идда и траур

Женщина, муж которой скончался, до окончания срока идды не должна прихорашиваться, накладывать макияж, использовать парфюмерию, и в том числе хну, красить волосы и надевать праздничную одежду.

В книгах по фикху для обозначения этого состояния скорби, испытываемого женщиной из-за смерти мужа, используется термин «хыдад» (траур). По мнению мазхаба Ханафи, женщина, которая была разведена со своим мужем троекратным разводом, обязана соблюдать те же условия, что и при трауре.

Женщине, которая была разведена со своим мужем с правом возврата, рекомендуется украшаться и стараться привлечь к себевнимание бывшего мужа.

Женщина, выжидающая необходимый срок после смерти мужа или после развода, на всем протяжении срока идда остается в том доме, где она жила с мужем до его смерти или развода. Особенно ночи она не должна проводить в других местах.

5. Срок идда и обеспечение средствами существования

В отношении того, обязан ли муж обеспечивать бывшую жену средствами к существованию и местом проживания во время срока идда, существуют разногласия. Женщина, которая выжидает необходимый срок после смерти своего мужа, не имеет права на материальное обеспечение и обеспечение жильем.

Обязанность же женщины по проживанию на протяжении всего срока идды в том доме, где она жила с мужем до его смерти, ограничена согласием на это наследников. Здесь нужно учесть, оставлено ли ей в наследство достаточное количество жилплощади, необходимой для проживания.

По мнению мазхаба Ханафи, женщина, которая выжидает срок идда, обладает правом на материальное обеспечение и обеспечение жильем.

На протяжении срока идда она продолжает жить в том же доме, в котором она жила до развода, и, как и во время замужества, обязанности по ее материальному содержанию несет на себе ее бывший муж.
„Будь сильным, не проявляя суровости, и будь мягким, не проявляя слабости.“ — Умар ибн аль-Хаттаб

Источник: http://islam-risalyat.ru/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%B2%D1%8B%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D1%8D%D1%82%D0%BE/

О положении развода в исламе

Развод по сунне

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара 2: 236).

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти.

Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См.

“аль-Мугъни” 8/235.

Однако ученые Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа ученых говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/227.

Но ученые, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.

Что же касается развода без причины, то среди ученых были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады ‘Ийяда.См. “аль-Мугъни” 8/235.

Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком! Имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/228.

Что касается указаний на то, что несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без причины, то доводы на это следующие:

Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163.

Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.

Во-вторых, шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.

И если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы за такое женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.

Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102).

В-пятых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе! Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско.

И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”.

Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “да, ты!» (или: «Ты хорош!”)» Муслим 2813.

‘Къады Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому! Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349.

Также с дозволения Аллаха приведу слова некоторых известных ученых, выбравших упоминаемое мнение:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основа в разводе – порицание! Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нем.

Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему, сеющий наибольшую смуту.

Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил его до тех пор пока не разлучил между ним и его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Ты хорош!”» Муслим 2813.

 И Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 33/81.

Также шейхуль-Ислам говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/89.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод!» Этот хадис не достоверный, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или например, женщина имеет большой недостаток в религии или в ее целомудрии, и нет возможности на нее повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись!» Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55.

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.

‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар развелся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?!» Он сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Так почему же ты развелся с целомудренной мусульманкой?!» и после этого он вернул ее”. Са’ид ибн Мансур 1099. Иснад достоверный.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(723)

Источник: https://takwaa.com/o-polozhenii-razvoda-v-islame/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.