Развод по мусульманским обычаям

Прежде, чем решиться на развод по Исламу: полезные советы мусульманам

Развод по мусульманским обычаям

Каждый из нас совершает ошибки, такими нас создал Всевышний.

Но есть люди, которые стремятся скорее исправить оплошности, а есть те, кто считает себя безупречным и думает, что во всех бедах виноваты только другие люди.

Хорошо, когда в браке соединяются два человека, которые умеют идти на уступки и признавать свои ошибки. Но даже если дела обстоят иначе –никогда не поздно измениться в лучшую сторону ради Аллаха.

Если супружеские отношения зашли в тупик, и вы задумались о разводе, не торопитесь объявлять талак. Сначала прочтите эту статью.

Pinterest  

Что нужно сделать прежде, чем решиться на развод

Чаще всего мысли о разводе приходят к человеку, когда он разгневан или очень расстроен. Прежде чем в сердцах выкрикнуть: «Талак!», — задумайтесь о том, каких благ и какого сауаба вы лишитесь, разведясь с супругом или супругой.

Есть одна поучительная история об одном шейхе, у которого была очень сварливая жена.

Долгие годы он терпел ее выходки, всегда приходил мириться после ссор первым и ни разу за все время не заговорил о разводе. Прошло время, женщина умерла.

Шейх снова женился и его новая жена была полной противоположностью первой: смиренная, тихая, нежная, уступчивая. Поздравляя шейха с женитьбой, один близкий друг заметил:

— Ну, хоть с этой тебе повезло.

На что шейх ответил:

— Нет. Эта жена хороша для себя, а первая была хороша для меня.

  • Это значит, что то терпение, которое шейх проявлял с первой женой, было большим сауабом для него самого. А смиренная жена зарабатывает награду для себя.

Ежедневно шайтан (да оградит нас Аллах от его козней) ставит для нас все новые и новые ловушки. Он нашептывает нам в ухо, что у соседа жена стройнее, что у подруги муж заботливее и порой эти мысли доводят супругов до ссоры. Не сравнивайте себя с теми, кто лучше.

Посмотрите на тех, у кого все плохо и задумайтесь – какое счастье, что рядом с вами ваш супруг. Многие женщины проводят жизнь в одиночестве, потому что Аллах не дал им мужа и детей.

Многие мужчины долгие годы ищут идеальную спутницу жизни, но так и остаются холостяками, не испытав счастье супружества.

Вам Всевышний даровал возможность любить друг друга и поклоняться Ему, ведь брак – один из способов поклонения. Цените эту великую милость и берегите вторую половинку.

Когда все плохо

Бывают моменты, когда кажется, что кроме развода – нет другого выхода. Но решение все же есть. Для начала успокойтесь. Потом возьмите тахарат и прочитайте намаз-истихара.

Если развод – действительно необходимость, Аллах сделает так, что все случится легко и быстро. Если же вам с мужем (или с женой) суждено быть вместе – вы обязательно найдете компромисс и разрешите все разногласия, если будет на то воля Всевышнего.

Намаз истихара поможет вам настроиться на правильный лад, ведь вы просите совета у своего Господа и Он обязательно ответит вам.

Pinterest

Смирение и прощение

Всегда проще обвинить в наступившем кризисе семейных отношений своего супруга. Вспомнить все его промахи и прегрешения, снова разозлиться и просто не думать о том, что в любой размолвке всегда виноваты оба.

Но ради Аллаха нужно постараться успокоиться и попросить прощения. Даже если вы правы, даже если супруг сам во всем виноват.

Поймите, просьба о прощении – это не унижение! Это возможность дать понять любимому человеку, что он вам дороже каких-то принципов и глупых разногласий.

Отказ признать свою вину – это путь, на который вас толкает шайтан. Он обманывает женщин и шепчет им: «Нет! Не подходи к нему, пусть извиняется сам!». Он настраивает мужчин против супруг и говорит: «Ты же мужчина, ты не должен извиняться!».

А потом настает момент, когда Иблис настраивает вас против Аллаха, утверждая, что вам незачем просить прощения у Всевышнего и не за что каяться перед Ним.

Остановите это – смиритесь и попросите прощения у близких и родных людей, а затем совершите тауба и просите у Аллаха простить ваши грехи и уберечь вас от мыслей о разводе.

Pinterest  

Поймите, что развод – это не выход и не решение. Это всего лишь попытка убежать от навалившихся проблем.

Но эти проблемы никуда не денутся, они обязательно «догонят» вас тогда, когда вы снова решитесь на брак. Вы не сможете вечно убегать и прятаться от них, значит, придется их решать.

Остановитесь, взгляните в лицо невзгодам, поймите, что дело не в супруге, а в вас самих и помиритесь скорее.

Источник: https://www.tauba.ru/semya-i-deti/prezhde-chem-reshitsya-na-razvod.html

Развод в исламе по мусульманским обычаям по инициативе жены

Развод по мусульманским обычаям

Как известно, в исламе семья является важнейшей единицей и развода стараются всячески избегать для ее сохранения.

Однако невозможно избежать случаев, когда два человека не могут ужиться под одной крышей из-за различных сложностей и жизненных обстоятельств.

Хотя ислам и проповедует верность своему супругу и домашнему очагу, на абсолютно нерасторжимом браке религия не настаивает.

Ислам учитывает жизненные нужды своих верующих и допускает разрыв брачных отношений. При этом важно учитывать и знать древние традиции, с которыми связан развод в этой религии.

У мусульман

По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”.

Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.

Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на примирение.

Важно! При получении развода со стороны мужа — для чего жене нужно услышать от мужа “ты разведена”, “я развелся с тобою” — женщине разрешено заново вступить в брак только после прошествия примерно трёх месяцев (3 менструальных цикла).

За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод.

Существуют и исключения:

  1. При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (Св. Коран, 33:49). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.
  2. Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
  3. При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно (Св. Коран, 65:4).

Порядок развода в мусульманском обществе

Слово «талак» необходимо произнести три раза. После первого произнесения супруги могут помириться и продолжать жить в браке дальше, до самой смерти.

При условии, что слово развод произносится во второй раз, после чего муж и жена желают продолжать совместное проживание, исламские законы диктуют повторение процедуры бракосочетания.

Если же слово произнесено в третий раз, муж имеет право вернуть свою жену только после того, как она повторно выходила замуж за другого мужчину.

Причину развода мусульмане могут не озвучивать, тем самым сохраняя доброе имя своей жены. По законам исламской религии запрещены фиктивные и временные браки, а женщины, которые идут на это, совершают великий грех.

Разводиться в мусульманской стране можно и по инициативе жены.

Случается, это намного реже и только тогда, когда муж не выполняет перед женой возложенных на него обязанностей, например, долгое время не живет в семье, не содержит жену и детей и тому подобное.

По инициативе жены

По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:

  1. Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
  2. Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
  3. После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.

При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака. Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу).

Важно! При несогласии супруга на хуль правомочно обращение в суд со стороны жены для получения этого права.

По инициативе мужа

По словам Пророка: “Самое ненавистное Аллаху из разрешённого – развод” (Аль-Мустадрак, ч. 2, стр. 214, No 2794), что говорит о том, что для расторжения брака нужна крайняя необходимость. Шариат признаёт чувства и эмоции души своих верующих, поэтому предоставляет мусульманам право на развод. Особенно мужчине в ситуации, когда тот питает ненависть к жене.

Для того, чтобы подать на развод, мужчина должен соблюдать прописанные в Коране правила:

  1. Развод возможен, если жена ведет себя аморально к родственникам со стороны мужа и к нему самому, если изменяет ему.
  2. После развода мужчина выплачивает махр (свадебный подарок жене), если он не был выплачен до момента расторжения брака, также на мужчине лежат обязанности по обеспечению жены на протяжении 3х месяцев после талака и выдаче ей ее имущества.
  3. В период критических дней жены муж не вправе подать на развод, как и после их окончания, если половое сношение состоялось. Таким образом, расторжение брака может произойти только в чистый период при отсутствии половой связи между супругами.

Важно! Если муж без веских на то причин произносит талак, то разрыв отношений возможен, но муж становится грешником до конца его дней.

Исламскими богословами определено, что в гневе человек не может нести ответственность за свои слова и действия. Такие богословы как, в частности, Ибн Таймийя и Ибн Кайим говорили, что высказывать свои мысли человек может в состоянии “открытости” и “закрытости”.

Если мужчина разгневан и непреднамеренно сказал о том, что хочет дать развод своей жене, то он был в состоянии “закрытости” и не собирался разводиться на самом деле. То есть слова его в этот момент не нужно воспринимать всерьез, а нужно игнорировать.

Важно! Развод дозволен дважды, после второго супругу следует удержать или отпустить (сура 2, аят 229).

В исламе считается, что если мужчина в гневе наговорил разного, но потом успокоился и пожалел о сказанном, то намерения расторгнуть брачный союз у него не было. Таким образом, то что говорится в неадекватном состоянии, не воспринимается всерьёз, не учитывается.

Условия и процедура развода

Ранее у читателей мог возникнуть вопрос: почему же описываются причины только для того, чтобы развод требовала женщина.

Дело в самой его процедуре: он происходит по инициативе женщины, если мужем не выполняются какие-то из его обязанностей, при этом ей нужно будет обратиться к своему ближайшему родственнику – вали, чтобы он защитил её интересы, и объяснить ему причины решения.

Уже затем выполняется обращение к имаму, и он принимает решение относительно того, насколько весомы причины, а значит и что делать с махром.

Для мужчины же процедура проще – он может объявить развод сам, для чего используется арабское слово «талак» либо его переводы на другие языки, понятные супругам.

Дополнительная информация Слово «талак», по обычаю, должно быть трижды произнесено при свидетелях, чтобы ни у кого не осталось сомнений в том, каковы намерения супруга.

При этом видов развода в исламе два:

  • с правом возврата (он же талак раджгий), который также можно назвать временным – пока он действует, супруги продолжают жить в одном доме, но в его разных концах;
  • без права возврата (талак баин) – если развод с правом возврата продолжался больше трёх месяцев, и супруги так и не решили вновь жить вместе, то он переходит в эту форму.

Эта традиция позволяет как следует всё обдумать и принять уже полностью взвешенное решение.

До того как появился ислам, у арабов было принято неуважительное отношение к женщинам, в частности, мужчина мог много раз выставлять женщину за дверь, забирая её имущество, а затем возвращать обратно.

Потому в Коране введено ограничение: не более двух разводов с правом возврата, а на третий раз развод становится постоянным.

При этом, пока длится талак раджгий, женщина вправе пользоваться общим имуществом (этот период называется «идда»), и супруги сохраняют право наследовать друг другу.

Если во время идды супруги решают воссоединиться, то им не потребуется заново заключать брак. Физическая близость между ними в этом период также означает, что брак был возобновлён.

Дополнительная информация Период в три месяца был нужен, чтобы выяснилось, не беременная ли женщина, чтобы в этом случае можно было отменить развод без последствий.

Если же произошёл талак баин, то есть окончательный развод, либо по прошествии идды, либо после третьего временного, к совместной жизни бывшим супругам вернуться уже нельзя – на это содержится прямой запрет.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Подсудность дел о расторжении брака

Но с оговорками: если женщина побывает в другом браке (причём вступит в него, не имея изначально намерения развестись), и у неё будут полноценные отношения с другим мужчиной в этом браке, то после развода с ним она вновь сможет выйти за первого мужа. Но не ранее того. Такие ограничения установлены, чтобы дать понять, насколько серьёзное дело – брак.

Правила

Как происходит развод в исламе важно знать тем, кто планирует вступить в брак по мусульманским обычаям. Как разводятся в исламе и каким правилам следуют, исполняя это решение?

  1. По законам ислама верующие люди, связанные узами брака, должны жить в мире и согласии, это важнейшие условия веры, в которой ценится терпение и размышление. Хотя развод и дозволен, но он крайне нежелателен.
  2. По предписанию веры в случае желания развестись, супруги должны постараться примириться на первом этапе.
  3. Если примирения достичь не получается, муж и жена могут развестись.
  4. Талак — ответ на вопрос о том, какое слово говорят мусульмане при разводе. Талак — это развод, расторжение брачных отношений со стороны мужчины. Огласить свое решение мужчина может как устно, так и письменно. Сделав это, он запускает период ожидания, который длится три месяца (идда). В этот период вступление в интимные отношения запрещено, даже при совместном проживании.
  5. Хуль (развод, который требует жена по исламским обычаям) может быть потребован женщиной при наличии на то причин. Когда жена требует хуль, она должна возвратить махр по причине расторжения брачных договоренностей.
  6. Женщина может обратиться в судебную инстанцию, если муж не исполняет свои супружеские обязательства. Для того, чтобы судья оформил развод, ей необходимо будет предоставить доказательства, подтверждающие невыполнение мужем обязанностей, оговоренных Кораном.
  7. При нарушении мужем брачного договора он обязан выплатить жене махр в его полном размере. В случае, если махр уже вручался жене, он оставляется ей в полном объеме.
  8. Причины развода в исламе строго оговорены Кораном. Для разрыва брачных отношений один из супругов должен аморально себя вести, его поведение должно противоречить исламу. Например, он должен изменять, не вести с супругом половую жизнь и т.д.
  9. Отречение супруга от ислама также служит причиной расторжения брачного союза. Для сохранения семьи оба партнёра должны быть мусульманами, если же кто-то из пары перестает быть мусульманином, происходит аннуляция брака.

Алгоритм бракоразводного процесса в исламе:

  1. Проговаривание формулы, приводящей к разводу, в первый раз.
  2. Спустя месяц формула проговаривается ещё раз.
  3. Ещё через месяц формула проговаривается в третий, заключительный раз.

Такой процесс может иметь место, когда супруги сомневаются в правильности своего решения. Благодаря времени, которое даётся на развод, супруги могут обдумать и взвесить свое решение. Развод является крайней мерой, которая предпринимается только в случаях полного непонимания в семье.

Талак в исламе

В исламе предусмотрено два вида развода по инициативе мужа: талак раджгий и талак баин. В первом случае супруги после прекращения брака имеют право снова сойтись со временем, а потом развестись (и сойтись снова) еще два раза. Во втором случае расставание будет уже окончательным.

Женщине-мусульманке развестись по своей инициативе с мужем сложнее. Ей нужно иметь железобетонное обоснование для своего решения. Например, если имеет место супружеская измена, ее нужно доказать. То же самое касается жестокого обращения в семье и тому подобных вещей.

Браки по инициативе супруги в исламе расторгаются редко — только если убедительно доказана тяжелая вина мужа, например, отречение от религии. Но в любом случае мужчина оставляет себе свадебный дар, выкуп — махр. А вот в случае талака он обязан вернуть его жене. Детей обычно оставляют матерям, если у бывшей жены не испорчена репутация.

Источник: https://smigk.ru/raznoe/razvod-u-musulman-2.html

Талак (развод) в мусульманском браке

Развод по мусульманским обычаям

/обновлено: 2006-03-14 23:31:57. 17082 | Reyus Mammadli Вся Хвала Аллаху. Этот вопрос часто возникает у многих мусульманок, и в отдельных темах он тут кажется уже несколько раз поднимался еще давно.

Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара 2: 236).

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода.

Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См. “аль-Мугъни” 8/235. Однако ученые Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа ученых говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины.

Но другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/227. Но ученые, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины.

Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п. Что же касается развода без причины, то среди ученых были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады 'Ийяда. См. “аль-Мугъни” 8/235.

Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком! Имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/228.

Что касается указаний на то, что несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без причины, то доводы на это следующие:

Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163.

Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.

Во-вторых, шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.

И если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы за такое женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.

Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102).

В-пятых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе! Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “да, ты!” (или: “Ты хорош!”)» Муслим 2813. ‘Къады Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому! Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349. Также с дозволения Аллаха приведу слова некоторых известных ученых, выбравших упоминаемое мнение:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основа в разводе – порицание! Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нем. Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему, сеющий наибольшую смуту.

Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил его до тех пор не разлучил между ним и его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Ты хорош!”» Муслим 2813. И Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102)”.

См. “Маджму’уль-фатауа” 33/81.

Также шейхуль-Ислам говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/89. Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод!» Этот хадис не достоверный, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или например, женщина имеет большой недостаток в религии или в ее целомудрии, и не возможности на нее повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись!» Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55. Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260. ‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар развелся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?!» Он сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Так почему же ты развелся с целомудренной мусульманкой?!» и после этого он вернул ее”. Са’ид ибн Мансур 1099. Иснад достоверный.

источник

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО

by

Источник: http://www.podrujka.com/news.php?art=257

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.