Развод по мусульмански

§4. Развод. ‘Идда

Развод по мусульмански

В первую очередь, следует отметить, что развод (по-арабски «талак») наносит удар по душевному состоянию супругов и в последующем сильно сказывается на воспитании детей, подвергающихся натиску нравственных болезней и психологических травм, от которых семья защищала их.

Согласно мусульманскому вероучению самым ненавистным для Господа из дозволенного человеку является развод. Он разрешен в том случае, когда нет другого выхода, как меньшее из двух зол.

Развод применяется в ситуации, когда брак не функционирует должным образом. Он возможен при веских причинах, которые никак невозможно уладить.

До того, как решиться на этот окончательный и отчаянный шаг, необходимо предпринять несколько попыток в следующей последовательности:

1. Две вовлеченные стороны должны попытаться урегулировать споры и сами разрешить свои проблемы.

2. Если это не удастся, два представителя, один со стороны родственников мужа, другой – жены, должны попытаться примирить их и уладить разногласия.

Супругам не рекомендуется спешить в решении этого вопроса. Им необходимо еще и еще раз подумать, посоветоваться со старшими и родственниками, обратиться к местному имаму за советом.

Из практики видно, что в большинстве случаев супруги жалеют о том, что разошлись и хотят заново воссоединиться, но в некоторых случаях это бывает уже невозможно с канонической точки зрения.

Сколько семей разводится, мотивируя свой развод неимением сердечной тяги, любви к друг другу, но когда бывшие супруги остаются одни, случаются и самоубийства. Поэтому они должны избегать слова «развод» и вообще забыть о нем.

Однако, если эти попытки не удались, то следует учесть следующее. Поскольку существуют различные виды разводов и определенное время, в течение которого развод разрешен или запрещен, то по этим вопросам необходимо строго обращаться к имаму. А мы же рассмотрим здесь некоторые случаи и условия, когда и при каких обстоятельствах происходит развод, чтобы супруги остерегались их.

В никях или же в ‘акду-з-завадж входит три талака (т.е. первый, второй и третий) и мужчина соответственно не имеет право разводиться с одной женщиной более трех раз подряд. Разводы могут производиться как в различное время, так и одновременно.

С точки зрения последствий, развод можно разделить на два вида: «талак радж‘ий» и «талак баин».

1. Талак радж‘ий. Первый и второй разводы являются талаком радж‘ий, после которого муж во время периода, называемого ‘идда, имеет право вернуть к себе жену без заключения нового брачного договора. Он происходит, например, когда муж говорит жене (в прошедшем времени): «Я разошелся с тобой» или: «Ты разведена».

В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, т.е., независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так. Нельзя говорить эти выражения даже в шутку.

При таком разводе обязанности по браку все еще имеют силу, и если муж произнес эти слова, а затем захотел вернуть ее к себе, то в течении периода ‘идда он должен отступиться от своих слов и аннулировать развод.

2. Талак баин – окончательный развод. Третий талак уже засчитывается как окончательный развод. И в случае, когда мужчина говорит жене «Я развелся с тобой троекратно», т.е., производя все три развода вместе, то это также засчитывается как окончательный развод.

Да убережет Всевышний Аллах каждую мусульманскую семью от попадания в такую ситуацию! Потому что, при всем желании, супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения ими очень строгих условий, предъявляемых к ним Шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего и непокорность Его закону.

Поэтому супругу следует быть очень внимательным и избегать таких слов, даже если он желает развестись, так как троекратный развод вообще не поощряется Шариатом. При таком разводе жена должна выждать срок ‘идда, при котором обязанности по браку уже недействительны.

Однако муж, если жена оказалась беременной, должен обеспечивать ее до рождения ребенка, а если она не беременна, то до конца срока ‘идда и только жильем.

Как осуществляется возобновление брака и возвращение бывшей жены в обоих случаях, мы расскажем в следующем параграфе.

Если мужчина дважды повторяет жене «Ты разведена» с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод. А если после этого и третий раз повторит данные слова, то уже произойдет два талака.

Развод, как простой, так и троекратный может быть и условным (т.е. развод, обусловленный чем-либо). Если такой развод будет объявлен посредством слов типа «если», «когда», «в тот момент» и т.п., то он будет действительным при выполнении или невыполнении поставленного условия.

Например, муж говорит: «Ты разведена (троекратно), если пойдешь в дом соседа» или же: «Если не сделаешь то-то и то-то, ты (троекратно) разведена».

В этом случае, к примеру, если жена пойдет к соседу или не выполнит другое поставленное условие, ее действия приравниваются к (троекратному) разводу.

Подобно талаку радж‘ий, талак баин является действительным, если на него указывают намеком (кинайа). Он зависит от намерения супруга. Например, мужчина говорит: «Я не хочу видеть тебя больше» или «Ты мне больше не нужна». Если при этом он был намерен (троекратно) развестись, то данные слова приравниваются к (троекратному) разводу.

Очень часто имеют место разводы, когда муж, находясь в нетрезвом состоянии, произносит подобные слова. Это лишний раз подтверждает, что от употребления опьяняющих веществ происходит множество бед.

Поскольку развод – это проблема, требующая глубокого и всестороннего изучения, мы здесь не можем рассматривать детально все возможные ситуации, и потому ограничимся лишь ознакомлением с некоторыми случаями и условиями. По конкретным вопросам относительно развода необходимо обращаться к местному имаму.

Цель рассмотрения в этой книге вышеназванных пунктов заключается лишь в том, чтобы дать супругам необходимые первоначальные знания о разводе.

Отсутствие хотя бы этих знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой и будет продолжать жить с ней, считая, что его отношения – законны по Шариату, а, на самом деле, он совершает большой грех. И впоследствии дети могут быть рождены в результате прелюбодеяния.

Зихар. Обет. Развод со стороны супруги

С целью предохранения супругов мы рассмотрим некоторые близкие к разводу действия.

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет право заключать брак. Зихар происходит, к примеру, когда муж скажет супруге: «Ты для меня как спина моей матери (или сестры и т.п.)».

Однако зихар не произойдет тогда, когда муж сравнивает жену с частями тела женщины, с которой он временно не имеет право заключать брак (например, если приравнивает к сестре жены).

Если же муж скажет жене: «Ты мне как мать», с намерением оказать жене почтение, то это не будет считаться зихаром. Но лучше избегать такие выражения.

Ислам обязал мужа выдать выкуп (каффара) за зихар и до его выплаты сделал жену запретной ему. Однако он не приравнивается к разводу.

В настоящее время в качестве выкупа супруг должен соблюдать пост два месяца подряд. Если человек по болезни или из-за старости не может соблюдать пост, то он должен раздать еду шестидесяти нуждающимся в количестве одного мудда (прибл. 600 гр. пшеницы) каждому.

Обет – это означает, что муж дает обет (клянется) в том, что не будет совершать половой акт с женой. Если, к примеру, муж говорит жене: «Не буду приближаться к тебе», то этот обет действителен в течение 4-х месяцев.

В таком случае супруг должен вернуться к законному браку, если не желает разводиться или сказал это по незнанию. Если он совершит половой акт с женой в это время, то данный им обет утрачивает силу, однако супруг должен будет совершить искупление (каффара).

Если же в течение вышеназванного срока, супруг не аннулирует свой обет и отказывается сделать это, то жена может потребовать, чтобы муж совершил с ней половой акт или через имама потребовать развод.

Если имам осуществит развод, то обет утрачивает силу, при этом муж опять таки совершает искупление (каффара). В данном случае произойдет один талак радж‘ий.

Равод со стороны супруги

Жена имеет право требовать у супруга развод, если он не выполняет свои супружеские обязанности, которые налагает на него шариат. Она при этом возвращает полученный от мужа махр. Подробности этого процесса можно узнать у местного имама.

Однако следует отметить, что в хадисе, переданном ат-Тирмизи, сказано, что если жена потребует у супруга развод безосновательно, то она даже не почует запах Рая.

‘Идда. Возобновление брака и возвращение бывшей жены к мужу

‘Идда – это период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права снова выйти замуж. Период ‘идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. В двух случаях женщина соблюдает ‘идду:

1) После смерти мужа.

Если у женщины умер муж и она была беременной, ‘идда заканчивается после родов. Если женщина не была беременной, то должна ждать 4 месяца и 10 дней (по лунному календарю). Столько же дней жена соблюдает и траур по мужу. Вдове во время ‘идды разрешается выходить из дома только по насущным вопросам.

2) После развода или прерывания никяха.

Если женщина разведена (или же был прерван брак) и при этом она оказалась беременной, для нее срок ‘идда – до родов. Однако если она не оказалась беременной, то ‘идда составляет три межменструальных очищения (тухр) в том случае, если женщина в возрасте, в котором может иметь менструацию.

Если женщина была разведена во время очищения, оно считается за пер вый тухр. Отсчет начинается с этого очищения и заканчивается с началом третьей менструации. В подобном случае в течении ‘идда муж должен содержать ее, а жена должна оставаться дома, если нет особой причины для выхода.

Если во время брака жена не имела с мужем половых отношений, она вообще не должна ждать срока ‘идда. Если же (по возрасту) женщина еще (уже) не может иметь менструации, для нее ‘идда – три лунных месяца.

До истечения срока ‘идда женщина должна проживать в том месте, где жила до развода или смерти мужа, только при веских причинах она может переселиться в другое место.

Во время периода ‘идда после первого и второго разводов муж имеет право возобновить брак и вернуть бывшую жену. В этом случае муж может вернуть жену, даже без ее согласия, сказав ей: «Я вернул тебя» или в ее отсутствие: «Я вернул свою жену».

Возвращение жены может совершаться и без свидетелей, но лучше, если таковые будут. После произнесения этих выражений муж может страстно обнять или поцеловать супругу, или совершить с ней половой акт, чем ознаменуется возврат к браку.

Также он может сделать ей подарок.

Если время ‘идда закончилось, то в этом случае необходимо совершить новый акт бракосоче тания. Здесь супруг уже не обладает правом на заключение брачного договора без ее согласия.

Женщину, с которой был произведен талак-баин, нельзя вернуть ни во время срока ‘идда, ни после него, если не выполнены следующие пять условий:

– должен пройти срок ‘идда после первого мужа; – затем женщина должна выйти замуж за другого; – иметь с новым мужем половые отношения; – развестись со вторым мужем;

– пройти срок ‘идда после второго мужа.

Источник: http://IslamDag.ru/book/30480

Развод по мусульманским обычаям. Права мужа и жены

Развод по мусульмански

Статья акутальна на: Октябрь 2020 г.

Ислам – вторая по распространенности религия на территории России. Столетиями православие и ислам существуют бок о бок также, как и представители народов, для которых традиционная религия является необходимым элементом осознания своей принадлежности к этносу.

Несмотря на многовековой тесный контакт представителей ислама и христианства, многие имея друзей или даже супругов, приверженцев иной конфессии, мало знают о традициях и законах, которыми руководствуются мусульмане в повседневной жизни. Почти ничего не известно о том, как происходит развод по мусульманским обычаям.

И если для живущих в России законы Шариата не более чем этнографический опус, то для барышень, поддавшихся соблазну разделить судьбу со жгучим арабским или турецким брюнетом, сразу же после того, как они пересекают границу России – становятся насущной необходимостью. В исламских странах Коран не подвержен критике и все, что изложено в нем – незыблемо.
Эти же постулаты касаются и брачных обрядов и церемоний.

Как происходит развод у мусульман

Не смотря на строгость многих требований к повседневной жизни, ислам (но не народные традиции и обряды) очень лояльно относится к разводу. Причем инициаторами развода могут выступить как женщина, так и мужчина. Причем какой-либо процедуры, требующей присутствия посторонних лиц или фиксации факта расторжения брака в исламе не требуется.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Развод в исламе по желанию жены

Супруги по собственной инициативе, самостоятельно «разводятся», объявляя об этом второму супругу.

Причем занятной особенностью является многократность, то есть возможность для мужчины «отыграть» назад и вернуть жену в лоно семьи. Совершить ошибку с поспешным объявлением жене «талак» можно двукратно.

В это время жена считается как бы отлученной от мужа, но не утратившей с ним связь окончательно. Называется этот период «идда».

Своеобразный испытательный срок и время на то, чтобы супруги остыли от излишних эмоций и привели в норму свои взаимные чувства. Или напротив – приняли окончательное решение о необходимости развестись окончательно.

Существует забавные, с точки зрения современного человека, ограничения, связанные с физиологией женского организма.

Мужчина не может объявить жене о разводе, когда у барышни наступила менструация (хайд) или не прошло кровотечение после родов (нифас).

Это важно знать:  Развод в исламе по желанию жены

Хула

Если с мужчинами-мусульманами все относительно просто – сказал три раза «талак» и жена уже больше не жена. Передумал на досуге – вернул жену в постель, вступил с ней в близость – и она снова жена.

Женщине-мусульманке развестись можно, но сделать это гораздо сложнее.

  • Во-первых, она должна испросить на это согласие мужа.
  • Во-вторых, простым произнесением слов, как это делает мужчина, дело не заканчивается, женщина, не получившая согласия мужа на развод, должна делать это в шариатском суде.

Если развод происходит по инициативе мужа – то свадебный подарок (калым) остается в собственности бывшей жены, но если она сама инициирует развод – то обязана вернуть мужу все, что было получено ей до свадьбы.

Разумеется, во многих случаях это невозможно в силу целого ряда причин. Имущество может прирастать, убывать, изнашиваться.

Учитывая, что Коран не поощряет работу женщин вне стен дома, большинство мусульманских жен на 100% финансово зависимы от мужчин. Соблюсти требования о возврате калыма они просто не могут.

Следует помнить, что, как и в христианстве, у мусульман существуют различные течения. Самые крупные из них – сунниты и шииты. Соответственно постулатам своей веры, несколько отличаются толкование сур Корана и процедура развода.

Проклятие на свою голову

Своеобразно решается у мусульман проблема с адюльтером. Если для мужчин с этой стороны дело обстоит вполне благополучно (4 законных жены плюс штат наложниц, это обычное дело), то барышням иногда невтерпеж дожидаться своей очереди в постель мужа и они грешат на стороне.

Уязвленный таким своеволием муж имеет право развестись с женой. Правда для этого ему необходимо заручится поддержкой аж четырех свидетелей, которые подтвердят судье факт адюльтера. Если четырех свидетелей нет – тоже не проблема!

Это важно знать:  Развод в исламе по желанию жены

В этом случае муж перед судьей четырежды должен поклясться в том, что говорит правду, произнося: «Аллах — свидетель, я говорю совершенную правду». На пятый раз – призвать на свою голову проклятие. Подразумевается, что если не немедленно, то в ближайшее время Аллах услышит клятвы ревнивого мужа и в случае, если его подозрения не обоснованы – покарает его.

Жена же в свою очередь имеет право защищаться. Для этого ей так же необходимо четырежды произнести перед судьей формулу: «Аллах свидетель, муж говорит совершенную неправду». А на пятый раз – призвать подобно мужу проклятие, в случае обмана.

Проблема четырех жен

Как известно, ислам закрепил право мужчин на полигамию. Он допускает существование у одного мужа четырех законных жен и не ограниченного количества наложниц. Если наложницы являются аналогом сожительниц («гражданских жен») в странах христианской традиции, то законные жены-мусульманки имеют определенные права.

Прежде всего, лояльно относясь к разводам, Коран все же предписывает принимать все меры к тому, чтобы сохранить брак. Для этого существует процедура многочисленных консультаций со старшими (мусульмане особо почитают старейшин, умудренных жизненным опытом) членами своей семьи и семьи супруга. Цель этих переговоров – повлиять на решение о разводе и попытаться сохранить брак.

Часто в наиболее невыгодной позиции оказываются первые (по времени заключения брака) жены. По мере того, как они взрослеют, рожают детей, занимаются тяжелым физическим трудом по хозяйству, они утрачивают интерес для мужа и он может абсолютно законно объявить жене о том, что она ему надоела и он с ней разводится, либо взять в дом вторую, третью, четвертую жену.

Для женщин воспитанных в исламских традициях, многоженство может и является нормальным явлением, но в России, несмотря на широкое распространение ислама, оно запрещено на законодательном уровне. Хотя, широко распространено на бытовом уровне, без регистрации брачных отношений в органах ЗАГСа.

Для жен мужчин-мусульман, придерживающихся атеистических или христианских взглядов на состав семьи, желания делить мужа с другой женщиной и дожидаться своей очереди, когда муж соизволит исполнить свой супружеский долг, являются неприемлемыми.

Это важно знать:  Развод в исламе по желанию жены

В этом случае они могут воспользоваться закрепленным в Коране правом первой жены давать согласие на заключение мужем второго и последующих браков. Если жена будет против того, чтобы муж взял вторую или последующих жен, он не вправе будет сделать этого иначе, как разведясь по мусульманским обычаям с первой женой.

Восстановление брачных отношений

Многократность и легкость с которой мусульманин может развестись, а потом снова сойтись с женой, ограничена тремя разводами. После этого муж утрачивает право на возвращение жены. Равно и жена не имеет права воссоединится с бывшим мужем, предварительно не побывав замужем за другим мужчиной.

Причем, придавая особое значение произнесению клятв перед Аллахом, мусульмане не допускают заключения фиктивных браков. Все должно состояться естественным образом.

Рассмотренные вопросы брака и мусульманского развода по религиозным канонам, с точки зрения жителя светского государства, имеют исключительно познавательное значение. Ни одна из догм, изложенных в Коране, не имеет правового значения и применима только на уровне соблюдения традиций.

Следующая

Источник: https://TvoiRazvod.ru/religiya/razvod-po-musulmanskim-obychayam.html

Три раза

Развод по мусульмански

Наверное, многие слышали, что по Исламу для развода мужчине достаточно трижды сказать слово “талак” (развод), и женщина должна уйти из дома, в чем есть. Поэтому, мол, в арабских странах женщины круглостуточно ходят в золоте – чтобы, ежели чего, не пришлось уходить с пустыми руками.

Процедура развода через “талак” с одной стороны, действительно считается нормой по шариату, с другой – официальное расторжение брака гораздо сложнее. Расскажу на примере Египта.

По статистике, процент разводов здесь– самый высокий среди арабских стран и составляет 40% (хотя за верность этой статистики я не ручаюсь).

При этом в деревнях люди разводятся довольно-таки редко, так что в городах, скорее всего, этот процент существенно выше.

Ислам допускает развод, хотя не одобряет его. В большинстве случаев родственники сделают все возможное, чтобы примирить супругов, особенно если в семье есть дети.

И все-таки развод сегодня – уже не редкость. Еще 10-20 лет назад отношение к разведенным было хуже: люди до последнего старались сохранить видимость семьи хотя бы ради детей.

Считалось, что девочке из разведенной семьи будет сложно выйти замуж.

Развод у египетских христиан

У египетских христиан развод невозможен, за очень редким исключением (обычный светский брак можно расторгнуть на общих основаниях, но очень сложно развенчаться, тем более – получить разрешение на повторное венчание).

Христианки долго добиваются права на развод, но коптская церковь стоит на своем и не развенчивает без очень веских причин (доказанная измена, смена религии). Отсутствие детей, болезни супругов и “не сошлись характерами” – не причина для развода.

В таких случаях можно разъехаться, но остаться супругами на бумаге.

Развод у мусульман

Для развода мужчине-мусульманину достаточно трижды произнести слово “талака” – развод. После двух “талака” еще возможно примирение, но третий развод уже окончательный. Оформление развода на бумаге не займет много времени, если инициатор развода – мужчина, или же развод происходит по обоюдному согласию.

Если развестись хочет жена, то такой развод называется хула и проходит значительно сложнее и дольше – от нескольких месяцев до нескольких лет.

Раньше женщина могла лишь просить развода у мужчины и получала свободу только с его согласия, но благодаря поправкам, принятым по инициативе Сюзан Мубарек, женщины получили возможность развестись без согласия мужа, хоть и не быстро.

В случае, если инициатором развода является женщина, она не получает муахр – отступные, прописанные в контракте. Если же мужчина хочет развестись, он обязан выплатить ей эту сумму (а это могут быть ого-го какие деньги).

У египтян нет понятия совместно нажитого имущества – на кого что записано, тому то и принадлежит.

Дети обычно остаются с матерью, на мужчину ложится обязанность обеспечить их жильем (часто они остаются жить в квартире отца, хоть она им и не принадлежит), а также выплачивать алименты, размер которых определяет суд (обычно от 15% до 50% от доходов отца, но фиксированной ставки нет). Часто женщины подают еще и на компенсацию за прожитые с этим мужчиной годы (для этого нужно доказать вину мужчины в том, что жена подала на развод).

Однако в случае повторного замужества женщины дети останутся с ней только если мужчина не возражает против этого (обычно мужчина против). Чаще всего детей забирает бабушка по материнской линии, или же они уходят в семью отца.

Если жена – иностранка, ситуации бывают разными. Как правило, дети все равно чаще остаются с ней, но бывший муж может воспрепятствовать их выезду из Египта.

Но здесь многое будет зависеть от вероисповедания матери, намерений отца (если он намерен любой ценой забрать детей, женщине будет сложно), а также от адвокатов.

Бывают случаи, когда отец просто не отдает детей, даже если у женщины на руках решение суда в ее пользу.

Начало темы про египетские свадьбы – о знакомстве жениха и невесты

О помолвке

Как проходит сама свадьба

Макияж и платье невесты: граф Дракула отдыхает

Источник: https://zen.yandex.ru/media/magic_egypt/tri-raza-talak-i-za-dver-razvod-v-arabskih-stranah-5de7d6dc7cccba00b1c301fb

О положении развода в исламе

Развод по мусульмански

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Нет сомнения в том, что развод в своей основе в Исламе дозволен, и в этом нет разногласий среди ученых. См. “аль-Мугъни” 7/96, “аль-Ифсах” 2/137.

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (аль-Бакъара 2: 236).

Ведь по милости Аллаха мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти.

Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См.

“аль-Мугъни” 8/235.

Однако ученые Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа ученых говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. Но другие ученые считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашаф аль-къана’» 5/261, “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/227.

Но ученые, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод является желательным и даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой и т.п.

Что же касается развода без причины, то среди ученых были такие, кто считал, что это харам, как это передается от Къады ‘Ийяда.См. “аль-Мугъни” 8/235.

Брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком! Имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 3/228.

Что касается указаний на то, что несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без причины, то доводы на это следующие:

Во-первых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а шариат запрещает причинять вред.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим!» Ахмад 5/326, Ибн Маджах 2340, ат-Табарани 1/163.

Имамы Абу Дауд, Ибн Абу ‘Асым, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-Мунауи и аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса.

Во-вторых, шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без причины, то для нее запретным станет запах Рая!» Ахмад 5/277, Абу Дауд 2226, ат-Тирмизи 1187, Ибн Маджах 2055. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, имам Ибн аль-Джаруд и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 9/403, “Ируауль-гъалиль” 2035.

И если бы развод без причины в основе был бы дозволенным, то шариат не пригрозил бы за такое женщине в такой суровой форме!

В-третьих, шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5437.

Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.

В-четвертых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102).

В-пятых, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является благим и дозволенным в основе! Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско.

И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”.

Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “да, ты!» (или: «Ты хорош!”)» Муслим 2813.

‘Къады Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому! Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-му’лим” 8/349.

Также с дозволения Аллаха приведу слова некоторых известных ученых, выбравших упоминаемое мнение:

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Основа в разводе – порицание! Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нем.

Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать свое войско. И самый приближенный из его войска к нему, сеющий наибольшую смуту.

Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил его до тех пор пока не разлучил между ним и его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Ты хорош!”» Муслим 2813.

 И Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (аль-Бакъара 2: 102)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 33/81.

Также шейхуль-Ислам говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/89.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод!» Этот хадис не достоверный, однако его смысл является правильным! Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечет запретное по шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или например, женщина имеет большой недостаток в религии или в ее целомудрии, и нет возможности на нее повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись!» Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” № 55.

Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи!” См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 3/260.

‘Амр ибн Динар рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар развелся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?!» Он сказал: «Нет». Тогда она сказала: «Так почему же ты развелся с целомудренной мусульманкой?!» и после этого он вернул ее”. Са’ид ибн Мансур 1099. Иснад достоверный.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

« Источник »

(723)

Источник: https://takwaa.com/o-polozhenii-razvoda-v-islame/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.