Развод по инициативе жены ислам

Расторжение брака и вытекающие из этого правовые решения

Развод по инициативе жены ислам

При создании семьи в большинстве случаев делают такое дуа: «Пусть Аллах состарит вас вместе». Стороны должны приложить все усилия для сохранения своего брака на протяжении всей жизни.

Но все же иногда браки распадаются.

В основном расторжение брачных уз происходит путем развода, но иногда акт бракосочетания может быть аннулирован и на стадии его заключения вследствие выявления недостатков.

I. АННУЛИРОВАНИЕ АКТА БРАКОСОЧЕТАНИЯ

В основе своей брак является актом, который не может быть расторгнут сторонами. Однако в некоторых случаях брак может быть аннулирован на стадии заключения из-за выявленных недостатков, а иногда из-за возникновения причин, препятствующих его продолжению.

Поскольку аннулирование акта бракосочетания и развод подчиненыразным правовым решениям, то большое значение имеет правильное распознание того, чем является расставание, расторжением акта бракосочетания или разводом. Опираясь на 229-230 аяты суры «Аль-Бакара», исламское право признает троекратный развод.

Расставание же, произошедшеевследствие аннулирования акта бракосочетания, не входит в это число.Некоторые из причин аннулирования акта бракосочетания являются субъективными. Возможны различные оценки данного события в качестве причин для аннулирования брака.

Например, если девушка вышла замуж без разрешения опекуна, то опекун может претендовать на аннулирование данного акта, ссылаясь на неравенство между супругами или же на более низкий по сравнению общепринятым размер махра.

В подобных субъективных вопросах для определения того, является ли та или иная ситуация причиной для аннулирования акта, в качестве условия было принято наличие судебного решения.

Браки, которые могут быть аннулированы по решению суда, до момента вынесения решения считаются законными, вследствие чего все события, происходящие в этот период, влекут за собой правовые решения, вытекающие из нормального акта бракосочетания. Например, опекун девушки, вышедшей без его разрешения замуж, выразилсвое несогласие с браком, а до вынесения судебного решения один из супругов скончался. В этом случае оставшийся в живых супруг/супруга становится его законным наследником.

II. РАЗВОД И ЕГО ВИДЫ

В арабском языке развод обозначается словом «таляк». В книгах по фикху термин «таляк» обозначает как сам развод, так и слова и выражения, которые в прямом смысле или косвенно указывают на расторжение брачных уз.
1. Развод с точки зрения соответствия сунне
«Сунни таляк» – это развод, соответствующий сунне, а «бидайи таляк» – это развод, противоречащий сунне. Термин «бидайи таляк» указывает на те формы развода, которые не соответствуют установленным исламом принципам и правилам. По мнению ханафитского мазхаба, сунни таляк делится на два вида: хасан (хороший) и ахсан (наилучший).При разводе «ахсан» мужчина во время чистого периода (свободного от менструации) дает жене однократный развод и до окончания срока идда (срок, который необходимо выждать женщине после развода) не вступает с ней в интимную близость и не дает ей повторного развода. При разводе «хасан» мужчина после первого развода во втором и третьем чистом периоде повторяет свое желание развестись. Таким образом, во время трех чистых периодов мужчина дает своей жене троекратный развод.

«Бидайи таляк» это развод, не соответствующий вышеуказанным нормам. Развод, данный женщине во время месячных, в чистый период после вступления с женщиной в интимную связь, а также двукратный или трехкратный развод, данный в один чистый период, является разводом, противоречащим сунне.

2. Развод с точки зрения наличия или отсутствия у мужа права вернуть свою жену («раджи-таляк» и «баин-таляк»)
Развод, при котором муж имеет право до окончания срока идда односторонним волеизъявлением отказаться от развода и вернуть свою жену, именуется «раджи таляк». Слово «раджи» означает возвращение.
Раджи-таляк становится возможным после брачной ночи, осуществляется путем использования слов и выражений, открыто указывающих на развод. При этом должна отсутствовать договоренность о разводе за вознаграждение и число разводов не должно достигать трех. Муж до истечениясрока идда в одностороннем порядке имеет право отказаться от развода, это может быть выражено как в устной форме, так и действиями (поцелуй,объятия, интимная близость).

При баин-таляк мужчина в одностороннем порядке не сможет продолжить прежний никах. Стороны смогут продолжить брачные отношения только при обоюдном согласии путем заключения нового брака.

3. Развод за вознаграждение (мухаляа)В исламе право развода закреплено за мужчиной. Поэтому, особенно в мазхабе Ханафи, возможности женщины по разводу без согласия мужчины весьма ограничены. Женщина, чтобы получить согласие мужа на развод, может выплатить ему вознаграждение. Мухаляа (развод за вознаграждение)относится к категории баин-таляк.

4. Развод по решению суда

В исламском праве женщина может расторгнуть брак в одностороннем порядке, обратившись в суд. Ниже перечислены ситуации, при которых суд обеспечивает женщине право расторжения брака:

а) наличие у мужа определенных недостатков.

Основными недостатками мужчины, вследствие которых женщина может потребовать развод, являются заболевания половой системы, препятствующие нормальной половой жизни. К числу таких недостатков относятся и умственные расстройства, а также проказа.

В других мазхабах количество недостатков, позволяющих женщине требовать развода гораздо больше, чем в мазхабе Ханафи, и кроме того, по тем же самым причинам мужчина может развестись со своей женой.

б) отсутствие материального обеспечения.

Если мужчина не в состоянии обеспечивать свою жену средствами к существованию, женщина, обратившись в суд, может потребовать развода.

в) плохое отношение.

Иногда продолжение семейной жизни может угрожать здоровью женщины. В этом случае женщина имеет право обратиться в суд и потребовать расторжения брака.

5. Лиан (развод вследствие призвания проклятий)

Лиан является особым методом, к которому прибегают муж и жена в том случае, когда муж обвиняет свою жену в прелюбодеянии, но не может этого доказать с помощью четырех свидетелей.Обвинение в прелюбодеянии может быть выражено в устной форме или же в форме непризнания своим рожденного ребенка. Поклявшись четырежды Аллахом в своей правоте, муж призывает проклятие на себя, если он лжет. В случае если жена не признает своей вины, совершается такаяже процедура, которая подробно раскрывается в 6-9 аятах суры «Нур», и судья выносит решение о расторжении брака после выполнения процедуры.

6. Илля (развод в результате данной клятвы)

Развод «илля» означает клятву женатого мужчины о невступлении в половую связь со своей женой в течение четырех месяцев или большего срока.Таким образом, мужчина совершает ила, говоря своей жене «клянусь Аллахом, я не вступлю с тобой в половые отношения» или «клянусь Аллахом, я в течение четырех месяцев не буду вступать с тобой в половые отношения» или же «если я вступлю с тобой в половые отношения, то пустьсовершение хаджа станет для меня долгом».Если мужчина, совершивший ила, желает продолжения брака, то он до того, как истекут четыре месяца с момента клятвы, должен нарушить данную клятву, вступив с женой в интимную связь.Если он не нарушит данной клятвы в течение четырех месяцев, то этот брак автоматически будет расторгнут. Если же он нарушит данную клятву до истечения четырех месяцев, то брак будет сохранен, а за нарушение клятвы необходимо будет выплатить искупление.

7. Зихар (развод вследствие уподобления жены матери)

Зихар – это сравнение мужем своей жены с частями тела женщины, с которой он не имеет права заключать брак. Зихар происходит, например, когда муж скажет супруге: «Твоя спина для меня подобна спине моей матери (или сестры и т. п.)».

Развода не происходит, если муж сравнивает жену с частями тела женщины, являющейся для него временным махрамом (например, если приравнивает к сестре жены). Если же муж с намерением оказать свое почтение скажет жене: «Ты мне какмать», то это не будет считаться зихаром.

III.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСТОРЖЕНИЯ БРАКА. ПЕРИОД ИДДА

С расторжением брака стороны расстаются друг с другом. После развода для женщины наступает период, являющийся препятствием для брака, этот период называется «идда». Срок идда в особых случаях может стать причиной некоторых ограничений и для мужчины.

В данном случае нужно принимать во внимание срок идда, ношение женщиной траура и ее материальное обеспечение. Если брак был закончен в результате смерти мужа или развода, и незадолго до этого между супругами имела место интимная близость, то дляженщины наступает период, в течение которого она не может снова выйти замуж, этот период называется идда.

Рожденный в этот период ребенок будет законнорожденным.

С одной стороны, идда обеспечивает возможность точно понять, является ли женщина беременной или нет, предотвратив таким образом появление сплетен и кривотолков, а с другой стороны, предоставляет разошедшимся супругам возможность оценить ситуацию и обдумать возможность возврата к совместной семейной жизни. В случае же смерти мужа это будет для женщины неким периодом траура.

1. Срок идда после смерти мужа

После смерти мужа женщина не может выйти замуж за другого человека, пока не закончится срок идда. В случае, если она не является беременной, это четыре месяца и десять дней. («Аль-Бакара», 2/234) Срок ожидания беременной женщины, муж которой умер, заканчивается с рождением ребенка («ат-Таляк», 65/4).

2. Срок идда при разводе

Здоровые небеременные женщины с точки зрения срока ожидания делятся на две категории: женщины, у которых возникают месячные, и женщины, у которых наступила менопауза.

Если развод произошел после уединения или интимной близости, то срок ожидания для небеременной женщины, у которой возникают месячные, составляет три менструальных цикла. Если же у женщины наступила менопауза, то срок идда составляет три месяца.

(«Аль-Бакара», 2/228; «Ат-Таляк»,65/4) Если женщина развелась во время месячных, то этот период не входит в срок ожидания. Если разведенная женщина беременна, то срок идда заканчивается с рождением ребенка.

(«ат-Таляк», 65/4)В случае, когда развод состоялся до того, как супруги остались один на один, срока ожидания нет.(«Аль-Ахзаб», 33/49)

3. Срок идда, связанный с недействительным актом бракосочетания или сомнительным половым актом

Хотя недействительный акт бракосочетания и не дает право на совместное проживание, но может случиться так, что стороны, заключившие его, некоторое время жили вместе. Мужчина и женщина должны немедленно расстаться. Интимные отношения, которые могли иметь место, являются сомнительными. В любом случае женщина должна будет ждать такой же срок, как и при разводе.

4. Срок идда и траур

Женщина, муж которой скончался, до окончания срока идды не должна прихорашиваться, накладывать макияж, использовать парфюмерию, и в том числе хну, красить волосы и надевать праздничную одежду.

В книгах по фикху для обозначения этого состояния скорби, испытываемого женщиной из-за смерти мужа, используется термин «хыдад» (траур). По мнению мазхаба Ханафи, женщина, которая была разведена со своим мужем троекратным разводом, обязана соблюдать те же условия, что и при трауре.

Женщине, которая была разведена со своим мужем с правом возврата, рекомендуется украшаться и стараться привлечь к себевнимание бывшего мужа.

Женщина, выжидающая необходимый срок после смерти мужа или после развода, на всем протяжении срока идда остается в том доме, где она жила с мужем до его смерти или развода. Особенно ночи она не должна проводить в других местах.

5. Срок идда и обеспечение средствами существования

В отношении того, обязан ли муж обеспечивать бывшую жену средствами к существованию и местом проживания во время срока идда, существуют разногласия. Женщина, которая выжидает необходимый срок после смерти своего мужа, не имеет права на материальное обеспечение и обеспечение жильем.

Обязанность же женщины по проживанию на протяжении всего срока идды в том доме, где она жила с мужем до его смерти, ограничена согласием на это наследников. Здесь нужно учесть, оставлено ли ей в наследство достаточное количество жилплощади, необходимой для проживания.

По мнению мазхаба Ханафи, женщина, которая выжидает срок идда, обладает правом на материальное обеспечение и обеспечение жильем.

На протяжении срока идда она продолжает жить в том же доме, в котором она жила до развода, и, как и во время замужества, обязанности по ее материальному содержанию несет на себе ее бывший муж.

„Будь сильным, не проявляя суровости, и будь мягким, не проявляя слабости.“ — Умар ибн аль-Хаттаб

Источник: http://islam-risalyat.ru/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%B2%D1%8B%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D1%8D%D1%82%D0%BE/

Развод в исламе: по инициативе жены, мужа, правила

Развод по инициативе жены ислам

Последние изменения: Январь 2020

У каждой религии – свои взгляды на развод и правила расставания. Ислам, как и большинство других вероисповеданий, не запрещает, но осуждает распад семьи верующих мусульман.

Развод в исламе требует наличия серьезных причин, по которым мужчина и женщина становятся свободными от обязательств.

Столкнувшись с проблемами в браке, мусульмане обязаны думать и действовать согласно Корану, ища решения согласно своей вере.

Процесс развода у мусульман

 Процедура расставания в мусульманской семье не так проста, как это кажется поначалу.

Во-первых, необходимо соблюсти особую процедуру, а во-вторых, после развода возникают определенные обязательства с обеих сторон, после чего супруги освобождаются от семейных уз.

Развод допускается по инициативе женщины и мужа, однако в зависимости от того, кто инициатор, возникают некоторые особенности в процедуре.

Этапы действий:

  1. Назначение мужчиной и женщиной судьи, в чьи функции входит примирение супругов.
  2. Если не удалось примириться, верующие получают право на освобождение от уз семьи. В зависимости от того, кто хочет развестись, различают следующие виды разводов: если инициатива исходит от мужчины, процедуру называют «талак», а если от женщины – «хуль».
  3. Для проведения развода в мусульманском браке от мужчины требуется трехкратное произнесение талака, либо письменное оповещение, однако между каждым из талаков должно пройти 3 месяца «идды» (ожидания), в течение которого супруги не должны иметь интимной близости.
  4. Если инициатива исходит от жены, то должна быть веская причина в виде вины супруга. Супруга может требовать развод, обращаясь к судье и доказывая, что мужчина не исполнял обязанности супруга. Если муж не дает развод, для получения разрешения на прекращение брачного союза, потребуется привести доказательства, что муж вел себя аморально, не следовал Корану. Частой причиной служит прелюбодейство или переход в другую веру с отказом от ислама.

С точки зрения мусульман, развод – самое нелюбимое, но разрешенное действие, и супруги должны сделать все, чтобы избежать расставания, вместе преодолевая семейные сложности.

Нюансы процедуры

В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.

Во время беременности

В хадисе есть слова, подтверждающие возможность расставания супругов в период ожидания младенца. Если жена беременна, этот факт не является поводом для запрета, однако такое расставание не является общепринятым среди мусульман. Причина, почему мусульмане не стремятся развестись в период беременности, связано с порицанием мужчины, решившимся на расторжение брака.

 По обоюдному согласию

Согласно принятым правил развода в исламе по шариату, у мусульман есть возможность оформить расставание по обоюдной инициативе.

Мубараах – добровольное право на освобождение от брачных обязанностей, если присутствуют следующие причины:

  • Супруги ошиблись с выбором второй половины, и оба признают этот факт.
  • В брак вмешались родители, т.е. состоялось сватовство.
  • Муж и жена взаимно отказались от исполнения супружеских обязанностей.
  • Семя испытывает денежные затруднения.
  • Между мужем и женой отсутствует доверие.

Если оба супруга решили расстаться, такой вариант является самым простым из разводных процедур в исламе.

Воспитание детей

Если супруги являются мусульманами, при расставании родителей малолетних детей чаще оставляют с матерью. Однако к матери предъявляют ряд требований, которым она должна соответствовать, чтобы при разделе детей они остались с женщиной:

  1. Быть мусульманкой.
  2. Не вступать в брак с близким родственником (махрамом).
  3. Не бы уличенной в воровстве.
  4. Не иметь интимных отношений вне брачного союза.

Также основанием для передачи ребенка отцу станет слабый рассудок или обвинения в нечестности.

Иногда мать по собственной воле отказывается от воспитания детей. В таком случае, они передаются судом на воспитание родительнице матери (бабушке), либо матери или сестре отца (бабушке или тете).

Согласие на оставление детей с матерью часто связано с тем, что женщина считается более терпеливой и милосердной.

После развода в исламе

 

После того, как супруги расстались и оформили развод, наступает время для периода идда, когда женщина лишается права выходить замуж, если муж вступил с ней в половую связь уже после расставания.

Если в муж разводится или умирает после вступления в половые связи с супругой, женщина освобождается от обязанности соблюдения идды.

Период времени, когда бывшая жена не сможет снова вступить в брачный союз, определяется следующим образом:

  • если у женщины идут менструации, должно пройти 3 цикла;
  • когда менструации еще не начались в силу молодости жены, либо уже закончились, отсчитывают 3 месяца после развода;
  • в течение всей беременности, если мужчина расстался с беременной супругой.

Чтобы мужчина снова получил возможность взять бывшую супругу в жены, запретная женщина должна снова выйти замуж за другого мужчину, а затем развестись с ним. После этого появляется возможность у первого супруга снова оформить отношения с прежней женой.

Как поступают с подарками

При расставании решается вопрос с подарками, которые были принесены обеими сторонами в виде свадебного подарка. Если расставание произошло по инициативе мужа, подарки могу оставаться у женщины, требовать их никто не вправе.

Если состоялся развод по инициативе женщины, то подарки возвращаются мужчине в качестве компенсации, если муж не был согласен и хотел сохранить брак.

Развод в исламе требует соблюдения жесткого регламента и сопровождается порицанием. Однако, мусульмане сохраняют право на расставание и новые отношения, если предыдущие сопровождались нарушениями со стороны супругов. Сложнее всего добиться согласования женщине-мусульманке, в то врем как муж вправе отказываться и снова возвращать жену по собственному усмотрению в пределах трех раз.

Помимо сложностей в соблюдении правил, не меньшие проблемы приносят родственники, которые, в большинстве случаев, противятся расставанию и прикладывают все усилия, чтобы брак был сохранен.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/razvod/razvod-v-islame/

Редкие, но существующие: разводы по мусульманским обычаям и особенности их проведения

Развод по инициативе жены ислам

В исламе больше чем во многих других религиях отрицательно относятся к разводу. Представителям этой конфессии необходимо иметь четкое обоснование, почему они хотят расторгнуть брак.

При этом даже если супруги способны назвать причины, по которым они хотят развестись, их намерения все равно могут вызвать неодобрение у родственников и тех, с кем они общаются. Но несмотря на это, их все-таки разведут.

Как происходит развод по мусульманским традициям?

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  • талак (инициируется мужчиной);
  • хуль (осуществляется женщиной);
  • мубараах (по взаимному согласию);
  • лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

Основные правила развода по шариату

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии.

Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи.

А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.

Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе. К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.

Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда.

Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).

Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.

В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль. При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок. В случае с талаком он остается у жены. При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.

По инициативе супруги развод может быть выполнен только в том случае, если на ее муже находится какая-то тяжелая вина.

Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.

При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.

Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт. В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.

Развод в исламе по инициативе мужа

Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.

Талак раджгий действует трижды. То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.

Однако при этом у супруга останется только два талака. Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

В случае с объявлением талак баин простой возможности сойтись нет. Это можно сделать только при соблюдении четырех условий:

  • женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
  • соответствующий союз обязан быть настоящим;
  • у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
  • нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.

Очень мало супругов впоследствии сходятся после талак баин. В частности, это связано с тем, что, как правило, женщины не хотят рвать отношения с новым мужем.

Можно ли дать развод, если супруга беременна?

Подобные меры разрешены в исламе. Подтверждением этого являются соответствующие строки в хадисе. В частности, там говорится о том, что Ибн Умар расторг отношения с супругой во время, когда у нее была менструация.

Пророк же сказал, чтобы он вернул свою жену, дождался окончания ее месячных, а развелся с нею, когда та будет беременна.

Среди мусульман не очень принято расторгать брак с женщиной, когда та вынашивает ребенка.

Это связано с порицанием мужчины, который решился на подобное действие.

В каких случаях женщина может требовать расторжения брака?

Супруга в исламе сравнительно обделена в правах.

Супруге дозволяется инициировать развод только в случаях измен мужа, и когда он не соблюдает моральные нормы.

При этом женщина обязательно должна доказывать, что мужчина является не очень хорошим семьянином или плохим мусульманином. Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.

Основные причины, почему мусульмане решают развестись?

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  • ошибочный выбор супруга/супруги;
  • сватовство (вмешательство родителей);
  • взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  • не очень хорошее материальное положение;
  • отсутствие доверительных отношений.

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.

В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

С кем остаются дети?

Маленьких детей, как правило, оставляют матерям. Это обуславливается тем, что у женщин больше милосердия и терпения.

Мать обязана соблюсти ряд условий, чтобы ее дети были с ней. Ей нужно:

  • находиться в мусульманской вере;
  • не заниматься воровством, не вступать в половую связь вне замужества;
  • не иметь супруга махрама (близкого родственника).

Суд может не передать матери ее ребенка, если она имеет слабый рассудок и/или считается нечестной.

Если же по каким-то причинам соответствующая всем вышеприведенным критериям разведенная женщина не желает заниматься воспитанием своих детей, суд может передать их на опеку бабушке по линии матери. Бывают ситуации, когда и эта возможность недоступна. В таком случае дети могут быть переданы матери отца или его сестре.

Как можно убедиться, в исламе существуют достаточно жесткие ограничения на развод. При этом необходимо соблюсти ряд достаточно трудных в исполнении правил, чтобы его получить. Но мужчины все-таки находятся в более выгодном положении.

Единственная для них ощутимая трудность – это соблюдение трехмесячного периода воздержания. Менее значимая проблема – сдерживание родственниками, которые в мусульманских семьях оказывают большое влияние на семейную жизнь супругов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52

Источник: https://prozakon.guru/semejnoe-pravo/razvod/po-islamu.html

Фатва. Процедура развода по инициативе жены в немусульманских странах

Развод по инициативе жены ислам

Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Аминь.

Прежде чем отметим, что отношения между мужем и женой должны основываться на спокойствии, любви и милосердии, как сказал Всевышний Аллах:

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (Коран, 32: 21).

Спокойствие (сакан), любовь (мавадда) и милосердие (рахма) – очень важные понятия в исламе, в которых выражаются основные идеалы исламского брака.

Помня об этом, муж и жена обязаны стараться быть друг для друга источником спокойствия и в меру возможностей избегать споров.

Они должны прилагать физические, эмоциональные и духовные усилия, чтобы их партнер чувствовал себя счастливо и спокойно. А развод должен быть последней инстанцией.

Приведенный Вами случай не является правомочной формой хуль (развода), когда женщина освобождает себя от мужа, вернув ему полученное ею приданое или его эквивалент. Ситуация, упомянутая в вопросе, является одной из форм аннулирования (брака), но чтобы получить настоящий развод, необходимо соблюсти определенные процедуры.

На Ваш вопрос отвечает шейх Абдулла Аль-Джудаи, член Европейского совета по фатвам и исследованиям:

«1. То, что произошло, не является правомочной формой хуля, поскольку хуль считается состоявшимся лишь тогда, когда женщина сначала возвращает мужу полученное ею приданое или его эквивалент, затем говорит «отпусти меня посредством хуля» и он на это соглашается.

2. Упомянутая здесь ситуация является формой аннулирования, поскольку муж отказался развестись с женой и имам центра уладил дело, решив тем самым задачу, которую никто не вправе решать, кроме правителя. В роли этого правителя могут выступать судья, султан или два арбитра, которые пытаются примирить супругов и могут развести их в случае, если примирение не будет достигнуто.

3. Имам исламского центра в стране (регионе), где нет судов, работающих в соответствии с исламским Шариатом, считается судьей в том случае, если так решили мусульмане этой страны или региона.

4. Я считаю, что в этом и подобных случаях необходимо соблюдение следующих процедур:

а. Супруги должны прибегнуть к помощи двух мусульманских арбитров – одного со стороны мужа, а другого – со стороны жены, даже если муж не согласен. Всемогущий Аллах говорит:

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Коран, 4: 35).

Если примирение не достигнуто, эти два арбитра могут развести супругов.

б. Если это трудно реализуемо и жена находится в стране, где есть исламская судебная система, она не должна выезжать за ее пределы. Это возможно в некоторых случаях, особенно, как нам известно, если брак зарегистрирован в исламской стране. Жена может сделать это в исламских странах даже по доверенности.

в. Если жена не имеет другой альтернативы, кроме как прибегнуть к гражданскому праву страны, в которой она находится, такой шаг вполне приемлем, даже если судья – немусульманин.

Принуждение мужа отозвать брачный контракт исполняется посредством двух арбитров или правителя, так что если арбитраж из двух арбитров или мусульманский правитель отсутствуют, можно прибегнуть к немусульманскому правителю (судье).

Ранее Европейский совет по фатвам и исследованиям уже принял решение о расторжении брака по решению судьи-немусульманина:

«В целом, мусульманин должен доверять свои дела только мусульманскому судье или кому-либо, кто действует от его имени. Тем не менее, из-за отсутствия исламской судебной системы в немусульманских странах мусульмане, которые заключали брак по законодательству этих стран, могут также принимать решение о разводе, изданное немусульманским судьей.

Мусульманин, который заключил свой брачный договор в соответствии с неисламскими законами, принимает и все остальные его правила, в том числе и то, что брачный договор отменяется только через суд.

Это можно считать разрешением со стороны мужа, что допустимо в Шариате согласно мнению большинства ученых, даже если он не сказал об этом, ибо есть юридическое правило, которое гласит: «Что общепринято, то предусмотрено».

Кроме того, выполнение судебных решений, даже если они не являются исламскими, допустимо, поскольку это может рассматриваться как своего рода сохранение интересов во избежание зла и хаоса. Об этом говорили многие известные ученые, такие как Аль-Изз ибн Абду-Салам, Ибн Таймия и Аш-Шатиби.

г. Как и в описанном случае, жена должна убедиться, что, выполняя решение судьи, она не делает ничего, что противоречит Шариату.

Она должна проконсультироваться с достойным доверия ученым относительно решения, принятого немусульманским судьей, и уточнить у этого ученого все соответствующие обстоятельства, поскольку судья может постановить что-либо непозволительное, например, компенсации, которые судебная система иногда преувеличивает. Она должна сделать так, чтобы убедиться, что она не поступила против закона ее религии».

Всевышний Аллах знает лучше.

Источник: https://islam.plus/ru/fatwa/sema/talak-razvod/procedura-razvoda-po-iniciative-zeny-v-nemusulmanskih-stranah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.